16+
Четверг, 19 октября 2017
  • BRENT $ 58.21 / ₽ 3343
  • RTS1147.79
7 октября 2009, 09:15 СМИПраво

Европа готовит законы против фотошопа

Лента новостей

В Старом Свете на законодательном уровне созрела инициатива обязать рекламодателей особо указывать, если изображения людей или предметов на их рекламных фотографиях или видеороликах изменены при помощи компьютерной обработки

Модель — это лишь часть рекламы; другая часть — программа фоторедактирования. Фото: Nick Atkins Photography/flickr.com
Модель — это лишь часть рекламы; другая часть — программа фоторедактирования. Фото: Nick Atkins Photography/flickr.com

Франция, как и многие западные страны, радеет за здоровье нации, всеми возможными способами предупреждая граждан о вреде табака, алкоголя и употребления в пищу генно-модифицированных продуктов. Также не секрет, что французские власти крайне негативно относятся к рекламным кампаниям, содержащим хотя бы малая толику лжи.

Однако теперь французские законодатели готовы выйти на космический уровень заботы о потребителе, решив потребовать от рекламодателей снабжать фотографии подписями о том, что изображение улучшено с помощью компьютерной обработки, пишет журнал Time.

Войну против ретушированных фотографий объявила депутат Валери Бойе (Valerie Boyer), которая считает, что повсеместное использование ретуши привело к тому, что потребители постоянно видят улучшенных людей, продукты и места. В свою очередь, искусственно созданная реальность заставляет людей отмечать собственное несовершенство и неидеальность мира, в котором они живут.

Целесообразность своей идеи Бойе подтверждает литературным примером. «Когда писатель использует реальное событие в своей книге, но приукрашивает его, книга издается с аннотацией о том, что это художественное произведение. Почему нельзя делать что-то схожее и с фотографиями?» — задается она вопросом.

Рекламодатели считают, что подобные требования разрушат привлекательность людей и мест, чей образ использован в рекламе. К примеру, стройная модель с фарфоровой кожей гораздо быстрее «убедит» потребителей купить хлопья с клетчаткой, чем модель с акне или неидеальной фигурой.

Бойе соглашается с этой теорией, однако настаивает на том, что улучшенные изображения вводят людей в заблуждение. Законопроект, подготовленный Бойе, заставит рекламодателей печатать отретушированные изображения с подписью «Фотография отретуширована с изменениями внешности изображенного человека». Нарушители этого правила будут обязаны заплатить штраф в 55 тысяч долларов или, по крайней мере, в 50% от стоимости рекламного размещения.

Запрет с политическим значением

С момента внесения законопроекта к инициативе Бойе уже присоединились 50 коллег-депутатов.

Законопроект Валери Бойе затронет не только рекламодателей — хотя их, конечно, в большей степени, — но и фотографов, и художников, и даже производителей постеров с фотографиями политиков, потому что все они подвергаются компьютерной обработке.

Это доказывается хотя бы тем, что ретушированные фотографии уже были причиной скандалов во Франции. Два года назад еженедельник Paris Match опубликовал отретушированные фотографии Николя Саркози, на которых были убраны жировые складки на талии Саркози, что сделало его куда стройнее, чем на самом деле. Когда настоящие изображения попали в Интернет, читатели Paris Match уличили издание в обмане.

Либеральные демократы против

Аналогичные настроения зреют и в Великобритании. Но у британских законодателей пока менее сереьзные претензии к программа цифровой ретуши: они предложили рекламодателям подписывать отретушированные фотографии в глянцевых журналах, пишет The New York Times.

«Когда подростки и молодые женщины видят идеальных моделей в журналах, они испытывают разочарование по поводу собственной внешности», — поясняет член британского парламента от Либерально-демократической партии Джо Свенсон (Jo Swinson).

Партия Свенсон даже создала специальный сайт, на котором потребителям было предложено рассказывать о примерах использования ретуши в рекламе или глянцевых журналах. Одним из примеров, попавших на сайт, стала рекламная кампания косметической компании Olay, в которой приняла участие знаменитая модель Твигги (Twiggy).

Потребителей возмутило то, что у шестидесятилетней красавицы кожа уж очень свежа для ее лет. Еще один пример – реклама духов Chanel Coco Mademoiselle: в роликах и на снимках у актрисы Киры Найтли (Keira Knightley) грудь больше, чем на самом деле.

Германская инициатива

Тем временем самый популярный немецкий женский журнал, Brigitte, тираж которого превышает 700 тыс. шт., объявил, что с 2010 года отказывается от работы с профессиональными моделями, поскольку, как пояснил главный редактор журнала Андреас Лебер (Andreas Lebert), все последние годы их изображения приходилось редактировать, прибавляя объемы в области бедер и декольте, пишет Guardian.

На смену профессиональным моделям «нулевого размера», поголовно страдающим анорексией и весящими в среднем на 23% меньше, чем обычные женщины, сообщил Лебер, придут женщины с «нормальными фигурами».

Разумеется, представители немецкого модельного бизнеса отнеслись к этой инициативе скептически. Луиза фон Минквиц (Loisa von Minckwitz ), владелица модельного агентства, работающего в Мюнхене и Гамбурге, сказала, что она понимает заботу о недостаточном весе моделей, но усомнилась, что читатели покупают глянцевые журналы для того, чтобы взглянуть на обычных женщин. «Женщины хотят видеть одежду на красивых, эстетично выглядящих людях», — сказала она.

И все-таки должны быть исключения

В России заставлять рекламодателей подписывать ретушированные фотографии пока никто не пытался, но все же фоторедакторы глянцевых журналов ретушировать моделей стали чуть меньше. Главный редактор женского портала Best4woman Анна Варенова считает, что во всем нужна мера. «Под каждой фотографией не должно быть пометки «Фото обработано в программе Photoshop» или «На фото оттенены скулы, высветлен лоб, заретушированы усы модели, стерты четыре прыщика на шее, а в прошлом году она сделала подтяжку и липосакцию ягодиц», — иронизирует она.

«Если говорить о звездах — тут все просто, — продолжает Анна Варенова. — Если бы Кейт Уинслет в журнале GQ опубликовали такой, как она есть, она, возможно, напрочь отказалась бы сниматься. Или появился бы миллион и один баннер в Интернете «Кейт Уинслет толще всех».Это было бы плохо и для журнала, и для актрисы, и для читателей. Обычные женщины тоже вставляют в семейные альбомы только самые выигрышные фотографии, ведь никто не хочет выглядеть плохо».

По мнению Анны Вареновой, продвигая тот или иной продукт, рекламодатели сами не должны скатываться до откровенного вранья. «Конечно, нужно как-то влиять на рекламодателей, чтоб накладные ресницы не рекламировали тушь. Это обман чистой воды, — рассуждает она. — Хотя их тоже можно понять. Камера даже при очень профессиональной съемке не отражают нашу трехмерную реальность, создавая плоское изображение. А снять натуральные ресницы так, чтобы при взгляде на них захотелось купить тушь — задача посложнее полета в космос».

Рекомендуем:

  • Фотоистории