Приговор Павленскому: второго дела Pussy Riot не получилось. Комментарий Георгия Бовта
Лента новостей
Штраф вместо «двушечки»: суд не стал затягивать процесс над Павленским и превращать его во второе дело Pussy Riot. Почему художника отпустили со штрафом за поджог двери здания ФСБ?
Мещанский суд Москвы огласил приговор художнику-акционисту Петру Павленскому за поджог двери здания ФСБ на Лубянке. Он признан виновным в повреждении объекта культурного наследия, за что должен выплатить штраф в 500 тысяч рублей. Еще 481 тысячу рублей он должен заплатить в рамках гражданского иска от ФСБ. О том, почему «искусствоведы в штатском» оценили перформанс как ущерб, рассуждает Георгий Бовт.
Акция Петра Павленского, длившаяся с ноября прошлого года, когда он запалил дверь первого подъезда ФСБ, оказавшуюся в результате объектом культурного наследия, наконец, завершилась. Частью перформанса стало даже само участие Павленского в судебном заседании, когда он требовал, чтобы его признали террористом. Суд устоял и не стал умножать обвинительные сущности.
В ФСБ, как известно, и вовсе работают тонкие ценители всех и всяческих искусств, и эти «искусствоведы» в штатском решили, видимо, во-первых, не затягивать перформанс, во-вторых, не превращать его во второй процесс Pussy Riot. В свое время они, покусившиеся, правда, не на дверь в храм госбезопасности, а на непосредственно действующий храм, в результате снискали всемирную известность — за них просила сама Мадонна. Отсидев в колонии, они удостоились высокого приема аж в Вашингтоне.
Петр Павленский на такую честь явно недострадал. Освобождение в зале суда, какие-то банальные штрафы по полмиллиона — все это снижает пафос представления. Само определение двери как объекта культуры по-своему тоже стало контрперформансом «искусствоведов в штатском». Надо отдать должное: это была неплохая придумка.
Теперь Павленский на ближайшее время увязнет во вполне мещанских дрязгах по поводу надобности выплачивать по приговору Мещанского суда 500 тысяч в пользу ФСБ. Заявленное нежелание это делать обеспечит ему, скорее всего, рутинное общение с судебными приставами. Вытянуть из этого новый перформанс будет затруднительно.
Впрочем, акционист не унывает и уже анонсировал новую акцию. Если бы он снова задумал что-то сотворить с дверью, ведущей в чертоги одного из силовых ведомств, то было бы любопытно посмотреть на результаты такого маркетинга после перформансов, сотворенных, скажем, перед вратами Генпрокуратуры или Следственного комитета. Заодно можно было бы составить неформальный рейтинг — не только по стоимости дверей, но и о том, где ценители странного и вызывающего в антирежимном искусстве тоньше и деликатнее, а где брутальнее и проще.
Портал BFM.ru проводит опрос. Читателей спрашивают, как вы относитесь к тому, что обвинение Павленского было переквалифицировано со статьи «вандализм» на «повреждение объекта культурного наследия» и что его приговорили к штрафу. Больше половины опрошенных — 59% — одобрили решение суда: это пойдет на пользу бюджету и лишит фигуранта дальнейшей «славы». 24% посчитали приговор слишком мягким, мол, это поощрит подобного рода акции. 17% считают, что Павленский — просто художник, поэтому его не надо наказывать.