16+
Вторник, 23 апреля 2024
  • BRENT $ 86.64 / ₽ 8079
  • RTS1170.70
30 июня 2016, 15:02 Политика

«Брекзит»-шок: Борис ушел, а за европейским паспортом очереди

Лента новостей

В правящей партии Великобритании произошла сенсационная рокировка. Борис Джонсон отказался выдвигаться на пост премьера после выдвижения Майкла Гоува

Борис Джонсон.
Борис Джонсон. Фото: Neil Hall/Reuters

После «Брекзита» Великобритания остается в некоем эмоциональном ступоре, а политический кризис углубился. В правящей партии произошла сенсационная рокировка. В четверг заканчивается выдвижение кандидатов в лидеры правящей консервативной партии. Неожиданно объявил о своей кандидатуре министр юстиции Майкл Гоув. Менее известный в России, чем Борис Джонсон, Гоув тем не менее был одним из лидеров кампании за выход из ЕС вместе с бывшим лондонским мэром. Все ждали, что он поддержит кандидатуру Джонсона.

Теперь ситуация осложнилась: Борис Джонсон сразу после выдвижения Гоува объявил, что не будет выставлять свою кандидатуру. Один из политических комментаторов так откликнулся на эту новость в Twitter: «И ты, Майкл!», пародируя известную фразу «И ты, Брут!» Шансы Джонсона и Мэй оценивались как близкие, теперь же складывается совершенно иная ситуация. Гоув считается тяжеловесом в правящей партии, у него много сторонников. Джонсона, вопреки его популярности, многие не считают достаточно серьезным политиком, чтобы стать во главе партии и правительства.

Еще хуже положение у лейбористов. Парламентская партия (фракция) лейбористов восстала против своего лидера Джереми Корбина, представляющего левое крыло партии. Дело в том, что после «Брекзита» многие ждут новых парламентских выборов, а к полноценной кампании партия, как считают многие ее деятели, не готова во главе с Корбином. В отставку подали многие члены его теневого кабинета. Против него высказались четыре предыдущих лидера лейбористов. Даже Кэмерон, в нарушение негласных парламентских правил, прямо во время дебатов в Палате общин, бросил Корбину: «For heaven’s sake, man, leave!» — «Ради бога, мужик, уходи!» И это при том, что Корбин по-прежнему пользуется широкой поддержкой в массах рядовых членов лейбористской партии. Этот феномен нередко связывают с ситуацией в США, где левый кандидат на выдвижение от демократов Берни Сандерс гальванизировал президентскую кампанию.

О выдвижении своей кандидатуры на пост лидера объявила Анджела Игл. Она была ведущим членом теневого кабинета лейбористов, но несколько дней назад подала в отставку.

Между тем перспектива оказаться вне Европейского союза не на шутку встревожила многих британцев. Вернулись из Англии, зашли в мэрию узнать, как насчет французского гражданства, условия, документы. Оказалось, анкеты кончились! Кто-то из англичан уже забрал. Правда, честно надо сказать, деревня маленькая и в мэрии в запасе была всего одна такая анкета. Посоветовали обратиться в соседнем городке.

Поисковик Google зафиксировал стократный рост запросов информации о получении ирландского гражданства. У ирландских консульств выстроились очереди желающих подать заявку на паспорт Ирландии. Власти даже попросили не паниковать, не перегружать работников — всем документов хватит, а пока ничего не изменилось. В отличие от своего соседа по Британским островам республика остается настроенной в пользу ЕС. То же происходит в других странах Союза с большим числом британских резидентов, до сих пор даже не задумывавшихся о приобретении местного гражданства — зачем? Знакомые в Испании, куда переехали жить многие британцы, подтверждают: там тоже подумывают о европейском паспорте. Британцы не хотят вдруг оказаться нежелательным иммигрантом в Европе, даже при том, что все надеются на какое-то позитивное решение.

В самой Англии с одной стороны посыпают голову пеплом «ремейнеры» — сторонники невыхода из ЕС. С другой, раскаяние испытывают голосовавшие за «Брекзит». Это связано не в последнюю очередь со всплеском антииммигрантских, расистских выходок даже на бытовом уровне. Причем против всех — и белых, и не очень белых, и западных европейцев, и восточных, и своих же британцев индийского, пакистанского, африканского или карибского происхождения, не иммигрантов, а граждан уже во втором-третьем или даже четвертом поколении. «Убирайтесь к себе!» — Полиция расследует несколько наиболее безобразных инцидентов, но в социальных сетях и прессе сообщают о множестве выходок просто на улице, транспорте или в магазинах.

Особенно достается полякам, несмотря даже на то, что в Англии помнят о вкладе польских граждан в победу над фашизмом. Тысячи поляков погибли в небе Британии и на Западном фронте, а сейчас составляют самую многочисленную европейскую иммигрантскую общину — миллион человек. Англичане шутят: «Проблема с поляками одна: они так трудолюбивы, что нам всем стыдно». Речь идет не о пресловутом «польском сантехнике» или сезонных работниках в сельском хозяйстве. Среди поляков и в Англии, и по всей Европе много высококвалифицированных работников — врачей, юристов, инженеров.

Так что же случилось? Перед референдумом много спорили и с англичанами, и с французами. Аргументов много и за, и против ЕС. Когда разбирали аргументы, получалось, что речь идет не столько о том, быть или не быть Единой Европе, а скорее, о том, в каком направлении и с какой скоростью двигаться. Это аргументы рациональные, их можно разбирать, оценивать. И все же, раздев рациональные построения донага, видишь, что твердыми, страстными противниками европейского строительства движет одно — ксенофобия, неприязнь к «чужим» по цвету кожи, по языку, по вере. С мной не соглашались, упрекали в огрублении. Сейчас же, когда вылезло вдруг мурло голого расизма, некоторые из моих собеседников извиняются: нам теперь стыдно. Стыдно, что мы британцы.

В заключение вот еще что. Для размышления: если у консерваторов лидером станет Тереза Мэй, а у лейбористов — Анджела Игл, то все ведущие партии в Британии будут возглавлять женщины. Лидер Шотландской национальной партии (третья по числу депутатов в Вестминстере) — Никола Стерджен, лидер партии «Плайд камри» (валлийские националисты) — Лиэнн Вуд, партию зеленых возглавляет Кэролайн Лукас. Кроме того, и в шотландской лейбористской партии, и в консервативной тоже лидеры женщины. Соответственно, Кезия Дагдейл и Руфь Дэвидсон. Только не говорите мне — что, совсем мужиков не осталось, что ли?

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию