16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 87.18 / ₽ 8146
  • RTS1173.68
13 июля 2016, 18:00 Политика

Путин попросил правительство выражаться яснее

Лента новостей

На открытии заседания Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам президент заявил: «Ни в коем случае нельзя людям морочить голову подробным перечислением законов, мер, поручений. Граждане не это хотят услышать»

Президент России Владимир Путин.
Президент России Владимир Путин. Фото: Михаил Метцель/ТАСС

Владимир Путин призвал правительство внятно объяснять населению свои инициативы. «Не надо морочить людям голову», — сказал президент.

Это заявление прозвучало на первом заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Как заявил Путин, он призван стать центром поиска решений по структурным преобразованиям в экономике и социальной сфере. Президент дал напутствие кабинету министров, открывая заседание: «Прошу правительство глубоко, содержательно подойти к формулированию конечных результатов, от этого без преувеличения зависит весь ход дальнейшей работы и ее успех. Ни в коем случае нельзя людям морочить голову подробным перечислением законов, мер, поручений. Граждане не это хотят услышать. Результаты должны измеряться позитивными, понятными вещами, например, снижением очередей в поликлиниках, скоростью оказания медицинской помощи для тех, кто живет в труднодоступных районах, условиями ипотеки, которые должны меняться к лучшему, и так далее».

Подводя итог, Путин сообщил, что смысл работы над приоритетными проектами заключается в том, чтобы «сконцентрировать ресурсы на важнейших направлениях развития». Ранее глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин заявил, что смыслом работы Совета по стратегическому развитию может стать реинкарнация старых нацпроектов.

На заседании премьер-министр Дмитрий Медведев обозначил четыре ключевых направления — это здравоохранение, образование, жилищное строительство и вопросы жилищно-коммунального хозяйства. Если сравнивать с программой нацпроектов десятилетней давности, то там не было ЖКХ, зато был агропромышленный комплекс. Подводя итог, Путин сообщил, что смысл работы над приоритетными проектами в том, чтобы «сконцентрировать ресурсы на важнейших направлениях развития», добавив, что ресурсы всегда ограничены, так было даже в тучные годы. Новые инициативы властей Алексей Пантелеев обсудил с гендиректором Фонда национальной энергобезопасности Константином Симоновым.

Реинкарнация старых нацпроектов — вы согласны с этим? И если да, то зачем это нужно?
Константин Симонов: Честно говоря, сомневаюсь в том, что произойдет эта реинкарнация. Почему? Потому что нацпроекты в свое время выполняли вполне прагматичную функцию. Это была экономическая соломка, которую постелили под кандидата в президенты Медведева. То есть тем самым он показал свои управленческие навыки и вроде как доказал избирателю, что он способен управлять большой страной. Но напомню, что это, собственно, президентство Медведева началось в 2008 году, там был тоже кризис временный, но, тем не менее, ситуация экономическая достаточно серьезно отличалась от текущей. Потому что нацпроекты означают концентрацию, как правильно сказали, ресурсов на каких-то паритетных направлениях. Но вот то, что вы перечислили, сельское хозяйство на самом деле, вопреки всему, но оно, тем не менее, растет и так. Это статистически видно и, действительно, там ряд успехов отрицать, наверное, даже критики действующей власти не смогут. Но коммуналка — это просто настоящая черная дыра, как она была, так, собственно она и осталась, здесь мало что изменилось. Если государство намерено без увеличения тарифов самостоятельно на себя взвалить эту ношу и назвать это нацпроектом, не совсем ясно, откуда оно будет брать деньги. То же самое касается образования, здравоохранения. Возникают большие вопросы, способно ли государство больше тратить? Потому что если мы говорим про концентрацию ресурсов, ну, допустим, вы говорите образование, здравоохранение, ЖКХ. А откуда деньги будете набирать? Может быть, из обороны или из обеспечения национальной безопасности? Но в этом есть огромные сомнения. Откуда вы берете деньги, если у вас по-прежнему 3-процентный дефицит бюджета является целью, ее еще надо достигнуть. В этом плане я понимаю логику, что нужно думать о 2018-м, конечно, годе, президентская кампания, нужно какие-то фишки в экономической сфере запускать, потому что ситуация даже не столько тяжелая с точки зрения реалий, сколь тяжела с точки зрения восприятия. Потому что люди не понимают, что происходит, что их ждет дальше и что делает правительство.
Ну, хорошо, а можно ли сварить кашу из топора? То есть без денег решить эти проблемы или с минимумом денег?
Константин Симонов: Ну а как? Как вы без денег решите проблему ЖКХ, объясните мне, если у вас старые трубы, неэффективные здания...
ЖКХ теперь деньги с населения собирает на капремонт.
Константин Симонов: Слушайте, эти деньги — понимаете, тут тоже возникает вопрос, тут деньги собирают и не знают, как потратить, потому что не знают даже, за что взяться, потому что до сих пор там не решена проблема ветхого жилья. Недавно Собянин даже заявил, что в Москве ситуация крайне критическая. Хотя это тоже может быть элемент, конечно, выпрашивания денег. Но в этом плане нацпроекты за счет кармана граждан, это не совсем то, что ждут граждане, как вы понимаете. Если вы вот так будете нацпроекты делать, вводя дополнительные налоги, я думаю, граждане сильно расстроятся. Поэтому еще раз говорю, я понимаю, что нужны какие-то идеи под 2018 год, экономические идеи, а пока идей нет. Какой рецепт бюрократический? Если нет идеи, посмотри в архивах, может, там чего найдется. Вот пока действуют самым простым способом. Может быть совет что-то и придумает, для этого его и собрали. Но я уверен, честно говоря, что совет все равно ничего не придумает. Вот в том виде, как это было при Медведеве — нацпроекты, когда государство действительно выделяло деньги на эти сферы, реальные деньги, вот в этом виде, я думаю, что реанимировать их невозможно. А вот как сама идея, что власть о вас думает и чего-то там делается, да, называется нацпроектом, вот в этом виде определенной такой красивой демагогии, конечно, это может быть.

Совет призван помимо концентрации ресурсов на паритетных направлениях содействовать структурным реформам в экономике. Может ли это значить, что в итоге смысл будет — сначала какие-то структурные реформы, а уже потом все остальное

Константин Симонов: Когда я слышу слова «структурные реформы», моя рука тянется за валидолом. Я уже не могу слушать 20 лет эту чепуху про структурные реформы. Ну, слушайте, если вы так опять будете строить экономическую политику, уже скоро всех будет от этого тошнить.

Что касается конкретных инициатив, прозвучавших на Совете, то одну из них высказал глава Минстроя Михаил Мень. Он заявил, что для доступной ипотеки нужно снизить ставку ЦБ. В ответ Владимир Путин сказал, что снижение ключевой ставки — это не панацея.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию