«Майк Блумберг. Деньги, власть, политика»
Лента новостей
3 ноября пройдут выборы мэра Нью-Йорка. За третий срок на них будет бороться Майкл Блумберг, избирательная кампания которого уже обошлась в 64 млн долларов. Как ему удалось достичь политических высот? Об этом — новая книга о Блумберге
Как миллиардеру Майклу Блумбергу, которому никто не прочил успехов на политическом поприще, удалось добиться таких высоких результатов на посту мэра Нью-Йорка? Когда он пришел к власти, у него не было ни политического опыта, ни необходимых политику навыков. И все же, вопреки всем ожиданиям, Блумберг дважды избирался на пост нью-йоркского градоначальника и добился права баллотироваться в третий раз подряд. Очередные выборы уже совсем скоро — 3 ноября. Кампания Блумберга, который борется за третий срок на посту мэра, уже стоила ему 64,8 миллиона долларов, сообщает AP. Это примерно в 16 раз больше, чем истратил его нынешний соперник — кандидат от демократов, главный финансовый ревизор города Уильям Томпсон. Как и зачем Блумберг пришел из бизнеса в политику, рассказывается в новой книге о нем, вышедшей недавно в США.
Книга называется Mike Bloomberg: Money, Power, Politics (можно перевести как «Майк Блумберг. Деньги, власть, политика»). Написана она бывшей колумнисткой The New York Times Джойс Пурник (Joyce Purnick), которая более 30 лет освещала события в городской мэрии.
Биография Майкла Блумберга (Michael Bloomberg) полна показательных фактов, заслуживающих внимания читателей, пишет The New York Times в рецензии на новую книгу. Нынешний мэр Нью-Йорка — бывший партнер компании Salomon Brothers, уволенный из компании в 1981 году и в отместку создавший крупнейшее агентство финансовой информации Bloomberg, которое сделало его мультимиллиардером. Он активный участник общественной жизни и один из ведущих благотворителей. По оценке Forbes, состояние Блумберга достигает 17,5 млрд долларов.
Когда Майкл Блумберг стал мэром Нью-Йорка 1 января 2002 года, едва ли можно было ожидать каких-то успехов. Избалованный магнат без опыта в политике, он по сути приобрел себе высокий пост за 74 млн долларов, которые были потрачены на избирательную кампанию.
Он не умел устанавливать контакт с обычными людьми, о нем не говорили в СМИ, пишет The New York Times. За его резкими, часто высокомерными комментариями постоянно сквозило ошибочное убеждение, что политические проблемы проще по сравнению с действительно трудными задачами, которые приходится решать бизнесменам.
История о том, как бывший исполнительный директор компании стал популярным и эффективным градоначальником, имеет все задатки новой сказки о Золушке, только наоборот — о том, как принцесса выбрасывает хрустальные туфельки и всерьез берется за натирание пола, пишет The New York Times. Отчасти этот успех Блумберга, наверное, объясняется его хорошо скрываемой скромностью, комментирует газета. Блумберг понимал, чего он не знает, и учился на ошибках, пусть и редко их признавал.
Он привлекал квалифицированных людей, прислушивался к ним, присматривался к их работе. Еще одна сторона его успеха — это, разумеется, наивное убеждение, что политика является задачей на пути к реализации стратегии, а не наоборот. Поскольку он не пытался продвинуться куда-то еще, он не боялся принимать правильные непопулярные решения, например, о повышении налогов или запрете курения в барах.
Блумберг «немногословный, резкий, эксцентричный и своенравный», пишет Джойс Пурник. При этом она называет его «одним из самых эффективных градоначальников в истории Нью-Йорка».
При работе над книгой Пурник поговорила с 400 собеседниками, в том числе семь раз — с самим Блумбергом.
Сильной стороной книги является авторский стиль изложения, комментирует в рецензии The New York Times. Читатель знакомится с друзьями детства Блумберга, следит за развитием первой, очень удачной кампании Блумберга в 2001 году. Его заявка на пост мэра Нью-Йорка от республиканцев казалась заведомо безнадежной, но так или иначе он вышел в лидеры благодаря хорошему финансированию своей кампании в объеме 74 млн долларов и ошибкам оппонентов в то время, когда Нью-Йорк еще переживал тяжелое потрясение после терактов 11 сентября.
В книге пристально анализируются и намеки на президентские амбиции Блумберга в конце 2007 года, когда он, по-видимому, ждал предложений от общественности о выдвижении на пост. Но их не последовало.
Составить точный портрет Блумберга было довольно трудно. Пурник называет Блумберга «упорно ускользающим» и «не терпящим рефлексии». Черты его личности, которые в какой-то момент являются определяющими, на следующем этапе могут практически не проявляться. И остается, как пишет Пурник, только его «способность, подобно человеку-хамелеону Зелигу, приспосабливаться к ситуации и становиться частью новой вселенной».
Биограф утверждает, что сильнейшее влияние на жизненные устремления Блумберга оказала смерть отца, который ушел в возрасте 57 лет, не успев воплотить свои мечты. Тем не менее, после терактов 11 сентября в ответ на переживания семей погибших, что останки их близких никогда не будут извлечены из-под обломков Всемирного торгового центра, Блумберг «холодно заявил, что был на могиле отца всего один раз», пишет Пурник. А тем, кто остался в живых, он посоветовал «жить дальше».
В политике умение приспосабливаться и быстро реагировать на изменения чаще называют прагматизмом. Блумбергу как прагматичному мэру Пурник ставит высокие оценки. За время его работы на этом посту качество школьного образования улучшилось, уровень преступности снизился, стало меньше расовых столкновений, активная застройка недвижимости пошла на пользу городской казне. Возможно, именно благодаря его богатству, Блумбергу проще поступать правильно, не опасаясь задеть интересы влиятельных лиц.
И здесь есть что сказать критикам Блумберга, но обычно это оставляет лишь малые зазубрины на его репутации. Его богатые кампании, финансируемые за собственный счет, раздражают тех, кто не обладает такими же средствами. Его маневры для пересмотра ограничения по числу сроков на посту мэра, чтобы он мог баллотироваться в третий раз, тоже не кажутся особенно благородными. А показатели школьных тестов, наверное, могут немного переоценивать реальный прогресс.
Будут ли помнить о Блумберге спустя 50 лет? «Он не всеобщий любимец, не приветливый и не словоохотливый для такой профессии, где требуются все эти три качества», — пишет Пурник. Если третий срок окажется не очень удачным, это может свести на нет многие его достижения. И все же Пурник считает Блумберга настоящим победителем, который сумел проявить компетентность и лидерские качества в неоднозначном мире городской политики.