16+
Вторник, 27 сентября 2016
  • BRENT $ 46.34 / ₽ 2958
  • RTS977.80
21 августа 2016, 07:00 ТехнологииНаука

Российское образование оставят без науки?

Министерство образования и науки могут разделить на два ведомства. Одно будет отвечать за науку, другое — за образование. Правильно ли это?

Фото: YAY/ТАСС

Минобрнауки могут разделить на два ведомства. Одно займется наукой, а другое — образованием. Главой последнего станет Ольга Васильева, которая сменила Дмитрия Ливанова на посту министра образования и науки. Идея сейчас обсуждается в министерстве, сообщает Rambler News Service со ссылкой на два неназванных источника. По их словам, разговоры о необходимости такого разделения шли еще в 12-м году, когда уходил со своего поста тогдашний глава Минобрнауки Андрей Фурсенко. Почему вновь возникла эта идея? Надо ли разделять Минобрнауки?

Отдельное Министерство науки в России было создано в конце 90-х и просуществовало три года. В 2000-м науку передали в ведение Минпрома, которое переименовали в Министерство промышленности, науки и технологий. И, наконец, в 2004-м, после очередной реорганизации, появилось Минобрнауки, которое существует и сейчас. Надо ли разделить его на два министерства, чтобы одно занималось наукой, а другое — образованием? В академической среде идею, скорее, поддерживают. Во всяком случае, она заслуживает рассмотрения, заявил Business FM президент Российской академии наук Владимир Фортов.

Владимир ФортовВладимир Фортов президент Российской академии наук «Я считаю, что это один из вариантов, который надо внимательно изучить. От этого разделения могла бы быть определенная польза. Дело в том, что перед наукой и перед образованием стоят, с одной стороны, очень масштабные и очень ответственные задачи, которые надо решать, а, с другой стороны, мы наблюдаем определенную стагнацию в этих сферах, и надо выходить из этого тревожного положения, о котором говорят многие ученые (фактически все ученые). Этот вариант надо изучить и пытаться его реализовать, если это будет целесообразно».

Педагогическое сообщество пока не определилось с вопросом, надо ли разделять Минобрнауки на два ведомства. С одной стороны, это может улучшить ситуацию в системе общего образования, то есть в школах, но тогда пострадает наука.

Ефим Рачевский директор Центра образования №548 Москвы, народный учитель России «Если мы посмотрим на опыт наших друзей, то мы увидим, что лидерами в науке являются как раз университеты: Стэнфорд, Гарвард, Оксфорд. Если мы посмотрим на реальную ситуацию в России, то действительно и МГУ, и Физтех, и Бауманка стали лидерами в науке, и тогда разделение это будет, на мой взгляд, деструктивным фактором. С другой стороны, если разделить, то есть некая версия о том, что внимание власти будет сконцентрировано на школах, детских садах и, по всей видимости, средних профессиональных образовательных организациях, поэтому честно скажу, что не знаю, хуже будет или лучше».

То, что идея разделить Минобрнауки вновь возникла после отставки Ливанова, политологов не удивляет. Это давняя бюрократическая традиция в России: проводить реорганизацию ведомств после смены их руководителей. Что касается самого разделения, в этом есть определенный смысл, объясняет независимый политолог Михаил Захаров.

Михаил Захаров независимый политолог «Понятно, что любой министр образования и науки — это расстрельная должность, потому что его сразу будут гнобить и академическое сообщество, и сообщество педагогов, и еще родители недовольных школьников, поэтому разделение снизит градус критики: теперь будет доставаться двум министрам, вместо одного, и от вполне конкретной среды, а не от всего практически населения страны, как это было с последними тремя министрами образования. В этом смысле это довольно удачное решение».

Возможно, это просто совпадение, но идея разделить на две части Минобрнауки была озвучена на следующий день после отставки Дмитрия Ливанова, который, как и его предшественник Фурсенко, как считается, тесно связан с братьями Ковальчуками. Известно, что и Ливанов, и президент Курчатовского института Михаил Ковальчук, конфликтовали с Российской академией наук.

Рекомендуем:

Актуальные темы:

Фотоистории