16+
Понедельник, 5 декабря 2016
  • BRENT $ 54.73 / ₽ 3482
  • RTS1064.40
6 сентября 2016, 05:05 Технологии

В Китае ждут украинскую «Мрию»

Китайцам достанется разработанный в СССР уникальный самолет Ан-225, включая двигатели, все технические чертежи и права собственности. Нет сомнений, что Китай в скором времени разработает собственную «Мрию»

 Транспортный реактивный самолёт Ан-225 «Мрия».
Транспортный реактивный самолёт Ан-225 «Мрия». Фото: Zuma\TASS

Украинский Ан-225 «Мрия» летит в Китай. В последних числах августа Киев подписал с Пекином рамочное соглашение о покупке самого большого грузового самолета в мире и дальнейшем его серийном производстве. Зачем китайцам Ан-225, и имеет ли Россия на данный самолет какие-либо права?

Ан-225 «Мрия» был разработан и построен еще в СССР. Изначально его целью была доставка на Байконур космического челнока «Буран». Но единственный раз, когда «Мрия» транспортировала его «на себе» (а именно такой способ предусматривался изначально, так как челнок не помещался внутрь самолета), это был Парижский авиасалон в 1989 году. После распада Союза единственный летающий экземпляр самолета прекратил полеты. Однако к 2000-м годам он вновь стал востребован, и его восстановили силами украинских предприятий. В мае этого года «Мрия» совершила перелет из Украины в Австралию, доставив 117-тонный генератор. Теперь самолет купили китайцы.

Как сообщили китайские СМИ, компания China airspace получает Ан-225, включая двигатели, все технические чертежи и права собственности. Компания уже подписала соглашение с администрацией города Гуйган и руководством муниципального образования Лучжоу о подготовке серийного производства самолетов Ан-225 в этих городах. Китайцы особо отметили, что это будет самый современный и крупный авиационно-производственный комплекс в мире. Первый серийный китайский Ан-225 будет готов уже в 2019 году. Зачем китайцам самолет такого типа?

Андрей Фролов научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» «Еще в 2012 году в китайском Интернете была фотография продувки модели 6-двигательного самолета большой вместимости. По всей видимости, Китай над сверхтяжелыми самолетами работает. Китайцы хотят получить возможность стратегически тяжелых перевозок. Для чего? Видимо, для того, что мощности двигателей у них нет. То есть 6-двигательная схема, такая же как у «Мрии». Второй вопрос: изначально Мрия делалась как уникальный самолет под советскую программу «Буран». Потом ее пытались переделать под воздушный старт. У китайцев тоже есть подобного рода программы, и им носители рано или поздно тоже понадобятся. Исходя из всех этих соображений, за относительно умеренные деньги китайцы получают довольно богатый опыт».

Сумма сделки не разглашается. В любом случае, она выгодна всем — Украина не в силах даже обслуживать самолет, не то, что достроить второй экземпляр. Он готов примерно на 70%, и китайцы его тоже забирают. У них деньги и ресурсы как раз есть.
При этом проект изначально убыточен. У него просто другое назначение, говорит член комиссии при президенте по вопросам развития авиации общего назначения, заслуженный пилот России Юрий Сытник.

Юрий Сытник член комиссии при президенте по вопросам развития авиации общего назначения, заслуженный пилот России «Это военно-технический проект. Это не коммерческий проект. Говорить тут о коммерческой стороне просто не надо. Это интересный проект, постройка такого большого самолета в свое время могли сделать только в Советском Союзе. США пытались, но у них не получалось. Поэтому китайцам интересно получить технологию изготовления. У них ресурсы хорошие экономические, у них специалисты молодые там все в КБ сидят. Так что они сделают такой самолет. Будет новая авионика, новые двигатели».

Россия на Ан-225 никаких прав не имеет. После распада Союза «Мрия» со всей документацией стала собственностью Украины, а теперь — Китая. У Поднебесной вообще есть большой опыт копирования разной техники. Например, за несколько месяцев до распада СССР Китай заключил контракт на закупку 400 истребителей Су-27 различных модификаций. По условиям контракта, первые 200 самолетов Китай покупал готовыми, а вторую партию должен был собирать сам по лицензии из российских машинокомплектов без права реэкспорта. Однако китайцы собрали лишь половину, а позже на авиазаводе в Шэньяне создали собственную версию этого самолета — истребитель Shenyang J-11, который тут же стал предлагаться иностранным заказчикам. Так что сомневаться в том, что китайцы соберут и собственную «Мрию», не приходится.

Рекомендуем:

Актуальные темы:

Фотоистории