16+
Суббота, 10 декабря 2016
  • BRENT $ 54.17 / ₽ 3387
  • RTS1110.14
20 сентября 2016, 16:18 Финансы

Реформа страховых взносов от Минфина: повышение НДС и увеличение нагрузки на зарплату

В случае, если идею министерства одобрят, в 2017 году бюджет страны может пополниться еще почти на 600 млрд

Фото: Григорий Собченко/BFM.ru

Минфин предлагает уже в следующем году провести реформу страховых взносов, введя единую ставку со всего зарплатного фонда, сообщают «Ведомости» со ссылкой на федеральных чиновников. Параметры изменений обсуждались на прошлой неделе у президента Владимира Путина с участием премьер-министра Дмитрия Медведева и главы Минфина Силуанова, а накануне инициатива прорабатывалась на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова.

Как пишет издание, Минфин предлагает повысить НДС до 20%, а льготную ставку — до 12%. Начиная с 2019 года в министерстве предлагают ежегодно повышать льготную ставку на 2 процентных пункта, пока она не вырастет до 20%. Также в качестве альтернативы со следующего года предлагают взимать страховые взносы по единой ставке, постепенно снижая ее с 29% в 2017 году до 26% в 2019 году. Как бизнес относится к идеям Минфина?

Алексей Репик президент «Деловой России» «Сейчас, мне кажется, не то время, когда необходимо гасить наклюнувшиеся ростки обратной инвестиционной активности, в том числе не только повышением, а даже разговором о повышении налогов. Когда мы говорим, например, о повышении социального налога надо понимать, что это коснется в первую очередь высокооплачиваемых сотрудников, тех, кто часто определяет конкурентоспособность наших компаний, тех, кого мы в любой момент можем потерять, потому что на них есть большой спрос у наших зарубежных конкурентов. Мы должны хорошо понимать, что это тот самый налог, повышение которого напрямую снижает конкурентоспособность российской продукции. Что касается НДС, здесь, с одной стороны, ситуация вроде бы чуть-чуть лучше, потому что НДС платят при правильном администрировании и российские компании, и зарубежные компании при импорте их продукции. Но только мы должны понимать, что сейчас Россия находится в периоде, когда платежеспособный спрос серьезно сократился относительно тех значений, на которых основывалось большинство бизнес-планов, большинство наших инвестиционных оценок, поэтому этот разговор как минимум несвоевременный».

Если предложения Минфина будут поддержаны, то российский бюджет сможет получить в следующем году дополнительные 600 млрд рублей, в 2018 году — 400 млрд, в 2019-м — еще 200 млрд. Есть также опасение, что в случае повышения НДС ухудшится его собираемость, кроме того, пострадают региональные бюджеты, а ряд предприятий переложат рост НДС на потребителей. Идеи Минфина комментирует директор Центра макроэкономических исследований Финансового университета Евгений Балацкий:

Евгений Балацкий директор Центра макроэкономических исследований Финансового университета «Знаете, мне совсем не нравится вариант с повышением НДС и снижением единых социальных выплат, потому что все-таки этот вариант является более рискованным. Единая социальная выплата на сегодняшний день — это все-таки довольно устойчивая статья бюджета, потому что это распространяется на все работающее население. Уйти от этих выплат очень трудно, и сейчас вроде бы уже это и не одно. А вот насчет НДС, это, фактически, опять удар по бизнесу, который сейчас совершенно к этому не готов, он еще не встал крепко на ноги, чтобы ему НДС поднимать. И получится, по крайней мере, такая опасность есть, что НДС поднимут в надежде получить с бизнеса вот этот доход, а уходит доход к социальным выплатам, и не факт, что как раз вот эти ндсные доходы будут такими, как запланировано. Потому что здесь может быть все что угодно. Здесь может начаться и уклонение от налога и, кроме того, мы не знаем, может быть, даже рецессия будет углубляться. Это означает, что, по крайней мере, на мой взгляд, для бюджета такой доход просто рискованный. То есть они могут не добрать то, на что рассчитывают, а гарантированный доход могут упустить. И, в общем, это еще странно потому, что и так с Пенсионным фондом большие проблемы, и сейчас, если они начнут резать социальные выплаты, то это еще больше на ту сторону перейдет. Мне кажется, что это какая-то такая акция не очень адекватная. В общем, мне кажется, что это даже какая-то опасная акция. Я не вижу в ней большого рационального смысла какого-то».

Провести такой «маневр» со следующего года вряд ли получится, сказал «Ведомостям» один из чиновников финансово-экономического блока, знакомый с идеями Минфина. Как он отметил, надо учитывать не только бюджетную, но и социально-политическую ситуацию.

Между тем спикер Госдумы предыдущего созыва Сергей Нарышкин считает, что настало время отказаться от плоской шкалы подоходного налога в 13%. «Можно думать уже о введении разных уровней налогообложения в зависимости от доходов», — сказал Нарышкин газете «Комсомольская правда». При этом он подчеркнул, что «решение надо принимать аккуратно».

Рекомендуем:

Актуальные темы:

Фотоистории