16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 87.07 / ₽ 8043
  • RTS1132.94
26 сентября 2016, 10:50 ПолитикаКонфликты
Актуальная тема: Кризис в Сирии

Накал страстей в СБ ООН: сирийская оппозиция выходит из соглашения о перемирии

Лента новостей

Согласно трактовке постпреда США Саманты Пауэр, «сделанное в Алеппо просто апокалиптично». Business FM обсудила происходящее с первым заместителем главы комитета Госдумы по обороне Сергеем Жигаревым

Заседание Совета безопасности ООН по ситуации на Ближнем Востоке в рамках 71-й сессии Генеральной ассамблеи.
Заседание Совета безопасности ООН по ситуации на Ближнем Востоке в рамках 71-й сессии Генеральной ассамблеи. Фото: Julie Jacobson/AP/TASS

Координатор Высшего сирийского комитета по переговорам Риад Хиджаб прервал свое пребывание в Нью-Йорке, где он участвовал в Генассамблее ООН. Как передает РИА Новости, он срочно покидает США, чтобы координировать действия оппозиции относительно ситуации в Алеппо.

ВВС сообщает, что после Совбеза три десятка группировок сирийской оппозиции во главе во «Свободной сирийской армией» заявили, что после бомбардировок Алеппо дальнейшие переговоры об урегулировании стали бессмысленными. Они отметили, что не могут согласиться на роль России в качестве спонсора переговоров, поскольку она является союзником Асада, который, по их мнению, совершает преступления против собственного народа.

Днем ранее на экстренном заседании Совбеза ООН постпред США Саманта Пауэр обвинила Россию в «варварских» действиях под Алеппо и заявила, что урегулирование конфликта невозможно, если Москва будет «настроена на продолжение войны». «То, что спонсирует и делает Россия — это не борьба с терроризмом, это варварство. Вместо того чтобы добиваться мира, Россия и Асад ведут войну. Вместо того, чтобы помочь в доставке жизненно необходимой помощи мирным гражданам, Россия и Асад бомбят колонны гуманитарной помощи, больницы и тех, кто спешит оказать первую помощь нуждающимся. Россия, без сомнения, будет утверждать, что эти атаки направлены на борьбу с терроризмом, и что погибшие — это террористы или их сторонники. Это абсурд. Сделанное в Алеппо — просто апокалиптично».

Британский представитель пошел еще дальше и обвинил Россию в военных преступлениях и эскалации конфликта, а представитель Франции объявил о крупнейшей гуманитарной катастрофе со времен Второй мировой войны. В свою очередь, постпред России при ООН Виталий Чуркин ответил, что доказательств вины Москвы опять не представлено. Дипломат отметил: возвращение к миру в Сирии сейчас практически невозможно, и российским усилиям мешает непоследовательность коалиции во главе с США.

«На территории Сирии орудуют сотни вооруженных группировок. Территорию страны бомбят все кому не лень», — сказал Чуркин. Впрочем, позже он также подчеркнул, что не склонен считать «мертвым» переговорный процесс России и США по Сирии. Business FM обсудила это с первым заместителем председателя комитета Госдумы по обороне Сергеем Жигаревым:

Ваше ощущение от Совбеза? Что у нас в сухом остатке после такого скандального общения?
Сергей Жигарев: Ситуация была достаточно прогнозируемая, поскольку мы всегда говорили, что «Исламское государство» (данная организация запрещена в России — Business FM) — это не однородное образование, это десятки группировок, которые входят и выходят, таким образом мигрируют. Вот они впрямую столкнулись с правительственными сирийскими силами. Ни та, ни другая сила не рассчитывает на какое-то продвижение на земле без поддержки с воздуха. Сирийские повстанческие группировки поддерживают американцы, мы поддерживаем просирийские правительственные силы. Ситуация находится в тупике. Ни те, ни другие не могут перейти к контрнаступлению и каких-то провести ощутимых перевесов.
У меня ощущение, что Совбез экстренно созывали, ну, вот только для того, чтобы обвинить Россию.
Сергей Жигарев: Я скажу, что для того, чтобы повстанцы могли разбить сирийскую армию, нужно, чтобы Россия прекратила поддерживать сирийскую армию с воздуха.
То есть речь идет о введении бесполетной зоны?
Сергей Жигарев: Да, именно так, потому что сирийская армия истощена боями.
Насколько вероятен вариант развития событий с бесполетной зоной, особенно после скандального заседания в Совбезе?
Сергей Жигарев: Если это произойдет, то все те глобальные перемены, которые были достигнуты в Сирии, будут похоронены.
Что с Сирией будет в ближайшие дни, учитывая, что 30 группировок объявили — они точно теперь перемирие не поддерживают? Хотя бы чего ждать на ближайшие дни?
Сергей Жигарев: Я думаю, также будет в Алеппо. Единственное, что надо сделать, — чтобы все-таки прошли гуманитарные конвои, потому что люди находятся без воды, без продуктов, без медикаментов, и там в городе находятся десятки тысяч, которые как в клетке заперты со всех сторон войсками, в них стреляют. Полная анархия.
Тут еще неожиданно Турция подключилась, снова начала говорить о нелегитимности Башара Асада. Давно, кстати, они ничего подобного не говорили и вдруг опять, что называется. К чему эта активизация, не собираются ли «сваливать» Асада в ближайшую неделю?
Сергей Жигарев: Как раз именно дело в том, что успехи сирийской армии показывают укрепление Асада, а у них же задача всегда была в том, чтобы Асада снести. То есть мы всегда говорили: давайте добьемся в Сирии мира и проведем легитимные выборы, а они — давайте «снесем» Асада, а там посмотрим, кто придет к власти. Нас этот сценарий не вполне устраивал. Там ситуация тяжелая, и Турция постоянно меняет вектор своего общения, поскольку у нее конкретно свои задачи. Она хочет давить именно на курдов, сделать такую у себя зону, свободную от курдов на своей границе. Вот чего добиваются турки. Там очень много интересов сошлось. Каждая сторона в итоге преследует свои. У нас же интерес простой — чтобы было легитимное правительство, прошли легитимные выборы, но только после того, как на всей территории установится мир.
Всего-то полмесяца прошло с момента, когда Керри с Лавровым сидели много-много часов, договаривались, созванивались со своими руководителями. Почему все так быстро развалилось?
Сергей Жигарев: Дело в том, что те части повстанцев, которые поддерживаются американцами, не являются однородной силой. Соответственно, требования и претензии, которые они предъявляют американской стороне, все время меняются. Главное их требование заключается в том, чтобы российских самолетов не было в сирийском небе, поскольку мы являемся для них главной угрозой и потенциальным противником. Отсюда и давление, и невозможность с нами договориться, потому что конечная цель американцев и той стороны — чтобы мы очистили небо Сирии.
Виталий Чуркин несколько часов назад в Совбезе говорил о том, что все-таки называть соглашения полностью разорванными нельзя. Он пытается некие дипломатические приличия соблюдать или говорит, действительно, что, может, есть еще надежда какая-то?
Сергей Жигарев: Мы находимся в полном тупике, я думаю, нужно время для передышки, для того, чтобы понять, как ситуация будет развиваться. Безусловно, представители «Исламского государства» воспользуются этой ситуацией и начнут наземную операцию более масштабно. Все зависит от того, что сейчас произойдет именно в Алеппо.

Накануне западные делегаты устроили демарш во время выступления постпреда Сирии. Постпред Сирии в ООН Башар Джафари выступал на экстренном заседании последним. Сразу, как дипломат начал говорить, представители Великобритании, США и Франции вышли из зала. Сирийский постпред, тем не менее, продолжил и заявил: Сирия не сломлена, а «созыв экстренного заседания СБ ООН — это сигнал террористам, которых причисляют к умеренной оппозиции». «Это сигнал о намерении продолжать поддерживать эти силы», — подчеркнул он.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию