16+
Среда, 24 апреля 2024
  • BRENT $ 88.18 / ₽ 8226
  • RTS1167.89
30 сентября 2016, 21:22 ФинансыМакроэкономика

Кудрин о майских указах президента: «Сложилась критическая ситуация»

Лента новостей

Бывший министр считает, что нужно отсрочить исполнение майских указов президента, как и принятие новых налогов. В интервью Business FM Алексей Кудрин также рассказал о своем видении пенсионной системы и будущего российской экономики в целом

Председатель Комитета гражданских инициатив, заместитель председателя Экономического совета при президенте РФ Алексей Кудрин.
Председатель Комитета гражданских инициатив, заместитель председателя Экономического совета при президенте РФ Алексей Кудрин. Фото: Григорий Собченко/BFM.ru

Можно ли отложить исполнение майских указов Путина? Что будет с налогами в ближайшие несколько лет? И есть ли смысл в новой пенсионной реформе? Все эти вопросы корреспондент Business FM Иван Медведев обсудил на Международном инвестфоруме в Сочи с бывшим министром финансов, руководителем Центра стратегических разработок Алексеем Кудриным.

Алексей Леонидович, сегодняшнее ваше заявление о том, что необходимо отложить исполнение некоторых майских указов президента , стало центральной темой первого дня форума в Сочи. Нашлись как сторонники, так и критики, есть люди, которые говорят, что вам нужно кланяться в ноги за то, что, наконец-то, кто-то это озвучил. Даже в Кремле прокомментировали, что майские указы есть майские указы, и их никто не отменял, надо продолжать. На ваш взгляд, каковы перспективы того, что действительно это возможно — перераспределение, может быть, какая-то рассрочка? Недавно вы встречались с премьер-министром, возможно, вы каким-то образом обсуждали и эту тему, может быть, есть какое-то видение у него?

Алексей Кудрин: Я хочу еще раз подчеркнуть, я не говорил о том, что мы не должны повышать заработную плату бюджетникам, наоборот мы должны ее повышать не ниже уровня инфляции, чтобы сохранять покупательную способность, но мы не можем сильно опережать темпы инфляции, указы это предполагают. Ряд регионов уже — около 15 — подошел к критической черте, они набирали кредиты, чтобы выполнять их, и сегодня уже не способны дальше набирать кредиты. Уже сложилась критическая ситуация, и они вынуждены обращаться к федеральному центру, говорить, что они способны это делать, им надо помогать, в общем, они не способны даже погасить уже тот долг, который они накопили. Идет речь о некой реструктуризации, я сегодня тоже это озвучил, и это тоже многие поддержали. Это как раз означает, что субъекты не могут справиться с теми обязательствами, которые есть. Я думаю, что нужно более дифференцированно подойти. Отдельные регионы могут исполнять указы, и, может быть, они пошли бы по этому пути, но уже как минимум 15, а я думаю, их будет больше, может, даже 30 регионов, не способны. В ближайшее время это выявится. Нужно ли серьезно наращивать поддержку из федерального бюджета, по сути, за субъект формировать или выдавать деньги на увеличение их зарплат? Я думаю, это тоже не вполне рациональный путь. Я в данном случае выступаю, как эксперт, который говорит, что такое повышение зарплаты в условиях еще не очень благополучных, когда бюджеты субъектов не будут расти быстро, увеличение доли зарплат в составе бюджетов субъектов приведет к уменьшению расходов на нужные цели: ремонты школ, обеспечение медикаментами или другими материалами больниц, решение коммунальных проблем, ремонт дорог. У нас такой перекос начинает возникать, и, мне кажется, здесь нужно более сбалансированно идти. То есть цели должны остаться те же, как в спланированных указах. Но с учетом сложившейся достаточно кризисной ситуации в ряде регионов им можно было бы отсрочить их исполнение. Это мое экспертное мнение. Я думаю, что исполнение будет, скорее всего, в ущерб как регионам, так и экономическому росту, чем в плюс. Вот почему я это высказал. Я ни с кем это прямо не обсуждал. Я высказывал это на ряде совещаний, но с руководителями я пока еще прямо не обсуждал это.

Если говорить о бюджете и о возможном повышении налогов, министр финансов в очередной раз рассказал, что на ближайшие три года никакого повышения не планируется. Тем не менее, буквально совсем недавно тот же Минфин говорил о том, что есть смысл подумать об увеличении налога для малого бизнеса. Не от Минфина, но, так или иначе, звучали инициативы о возврате к прогрессивной шкале, звучали инициативы о повышении НДС. Как это понимать, если нам говорят сначала, что налоги повышаться не будут, и при этом тут же звучат инициативы о том, какой бы налог повысить?

Алексей Кудрин: Я не слышал еще пока о заявлениях Министерства финансов, наоборот о повышении налогов я сегодня услышал на завтраке Сбербанка — заявление Силуанова о том, что налоги повышаться не будут, что это принятое решение, и на ближайшие три года, на который вносится бюджет, такого рода повышения не будет. Возможно, идет утечка каких-то дискуссий, которые проводятся в разных закрытых пока форматах экспертами или даже с Министерством финансов. Но я пока не могу сказать, что какие-то такого рода повышения будут. Думаю, нужно обратиться к более информированным источникам. Насколько я понимаю, Минфин после решения президента не пойдет на такое повышение.

Среди своей аудитории мы проводили опрос: если выбирать из нескольких зол, какое меньше — прогрессивная шкала, НДС? Вот если все-таки прижмет, и налоги придется повысить?

Алексей Кудрин: Я думаю, сейчас преждевременно с моей стороны комментировать этот вопрос.

Как вам новая пенсионная реформа, которую предлагает у нас правительство, как вы относитесь к тому, что у нас назревает очередная пенсионная реформа? Я как обыватель перестал интересоваться этой темой, потому что я полностью запутался, и у меня нет никаких гарантий для меня лично, что послезавтра не придумают что-то еще. Я просто перестал обращать внимание на новости по этой теме.

Алексей Кудрин: Нынешняя накопительная система все-таки несет серьезную стратегическую задачу как финансовую, так и в целях выполнения в будущем больших гарантий для будущих пенсионеров. Отказ от нынешней накопительной системы я считаю стратегическим просчетом властей. Кроме того, я создавал ее в начале нулевых, и все эти годы она работал, она позволила создать целую индустрию сбережений населения, их стимулирования. Конечно, люди пока еще не совсем прочувствовали, пока эти накопления маленькие, ее роль. Но по мере того, как если бы граждане впервые поучаствовали в этом процессе накопления около 25-30 лет, то есть период полного стажа, они бы почувствовали, что это дает 15% или больше от их будущей пенсии, это нормально. Пока, конечно, те, кто участвовал в этом накоплении 15 или 10 лет, еще не чувствуют цены этих денег, потому что это работодателем формируется на их счетах, но по мере развития все станут понимать значение этого. Сейчас, посреди пути, а пенсионная система требует длительных периодов, отказ от нее снижает доверие в целом к пенсионной системе. Это делается потому, что просто не спланировали правильно, и налогов не хватает для формирования обычной пенсии вот сейчас, нынешним пенсионерам. Я тоже об этом многократно предупреждал, что так и будет, что у нас уже есть основания повышать пенсионный возраст, чтобы нынешних пенсионеров обеспечить достойной пенсией, полностью индексировать им пенсионные права.
А после нескольких лет заморозки за нее есть смысл бороться?
Алексей Кудрин: После трех-четырех лет заморозки еще суть и главные ее параметры не намного изменились, а дальше это уже будет более чувствительно. И вот эта новая, презентованная ЦБ и Минфином система, исходит из того, что предыдущая накопительная будет отменена. Они уже с этим смирились, что печалит. Потому что, когда Минфин перестанет защищать ее и Центральный банк, который регулирует сферу негосударственных пенсионных фондов, тогда нам вряд ли кто-то поможет отстоять ее.
Падет последний бастион.
Алексей Кудрин: Да. Он уже падает, собственно, я уже сказал, что фактически пал, раз они презентовали новую систему. Конечно, она существенно сократит объем пенсионных накоплений тех граждан, которые будут участвовать в будущих пенсионных накоплениях. По моей оценке, сохранится по этой добровольной системе процентов 30 при поддержке государства. Конечно, это существенно снизит объем новых фондов, которые накопятся в негосударственных пенсионных фондах. Тем самым, сама сфера этих накоплений, управления ими, помощи гражданам в размещении своих средств пенсионных, она, конечно, резко сожмется. Это, к сожалению, такого рода действия государства. Я пока думаю, что у этой обнародованной системы есть целый ряд недостатков. Я думаю, что они преодолимы при доработке. Может быть, это будет небольшим сегментом финансового рынка, существенно меньшим, чем то, что сейчас есть, и она когда-то сможет заработать. Пока к ней много вопросов. Я думаю, их надо дорабатывать.
И еще вопрос. Немного изменю направление. Вас стали чаще приглашать на заседания Совбеза. Не могли бы вы рассказать, в какой роли вы там выступаете, о чем вас спрашивают?
Алексей Кудрин: Я был только один раз на заседании Совбеза, где обсуждалась основа государственной региональной политики. Поскольку мы разрабатываем стратегию на базе Центра стратегических разработок стратегию развития России, меня пригласили выступить с позиции наших экспертов, которые уже работают тоже над стратегией развития регионов. Я, собственно, один раз за последние несколько лет участвовал в заседании Совбеза. А, кроме того, меня действительно пригласили на два совещания в течение двух недель премьер и президент по вопросам бюджетной политики. Вопросы были настолько сложные, я думаю, что это правильно, что мы посоветовались, и меня спросили. Я как раз выступил за то, чтобы налоги не повышать сейчас, а все-таки разработать систему мер и реформ, которые предотвратили бы эту потребность в течение трех лет. Все-таки такое повышение налогов было бы сейчас новым еще фактором, сдерживающим экономический рост.
И последний вопрос. Помимо наших внутренних проблем, сейчас еще есть внешняя очень тревожная конъюнктура: доклад по Boeing, политическое обострение по Сирии. На ваш взгляд, это останется в области политики или есть риски того, что это может серьезно негативно отразиться и на экономике. Может быть, расширение санкционных пакетов или что-то еще?
Алексей Кудрин: Я бы хотел надеяться, что это не приведет к расширению санкционного пакета, и я в основном думаю, что нашему правительству, государству удастся избежать обострения экономических отношений.
Готовиться к чему, с точки зрения экономики?
Алексей Кудрин: Я думаю, что сейчас любые новые санкции, которые будут увеличены, они, скорее всего, будут персонального или несущественного характера, или касаться, может быть, оборонных предприятий или оборонных ведомств.
То есть, скорее всего, что-то демонстративное?
Алексей Кудрин: Да, скорее всего, демонстративное, поэтому я бы сейчас исходил из того, что мы можем работать в тех условиях, которые сложились, их действия, санкции пока для нас, конечно, ощутимы, но оно понемногу уменьшается. Тем не менее, повторяю, оно ощутимо, оно влияет и на снижение темпов роста. Я все-таки надеюсь, что в конце этого года санкции могут быть снижены. Я не исключаю, что Европа нам часть санкций даже в конце этого года может уменьшить. Теперь понятно, что они продлили, в принципе, на год. То есть такой шанс в этом году снизить влияние санкций уже меньше. Но, повторяю, на мой взгляд, он остается. Но уже в следующем году этот шанс достаточно высокий.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию