«Красота-то какая, лепота»: Иван Васильевич прописался в Орле
Лента новостей
Почему ни федеральные власти, ни Русская православная церковь практически никак не отреагировали на открытие 14 октября памятника Ивану Грозному в Орле?
Установка в Орле монумента Ивану Грозному вызвала всплеск обсуждения в обществе. В Российской империи памятники ему не ставили, нет его фигуры и на монументе российской государственности «Тысячелетие России», установленном в 1862 году в Великом Новгороде.
Патриарх Алексий протестовал против попыток канонизации Ивана Грозного, но установке памятника светскими властями церковь препятствовать не должна, считает директор портала «Православие и мир», протоиерей Александр Ильяшенко.
Александр Ильяшенко протоиерей, директор портала «Православие и мир» «Почему православная общественность должна протестовать по каждому поводу? Тем более он не является таким уж значительным. Патриарх Алексий возражал против канонизации Ивана Грозного, а как человек, который оставил большой след в русской истории, он может быть увековечен тем, кто считает, что это необходимо. Другое дело, что каждый вправе иметь свое мнение. Кто-то считает, что это правильно, а кто-то может не соглашаться. Он же прожил жизнь совсем не безупречно».
Министр культуры России Владимир Мединский в своем приветствии на открытии памятника отметил, что Иван Грозный — личность противоречивая, но сравнивать его надо не с матерью Терезой, а с его современниками, которые правили в это время во Франции и Англии, в частности, с Карлом IX, который вырезал около 30 тысяч гугенотов. Оппоненты тут же возразили, что во Франции не существует памятников Карлу IX.
Правивший в то же время, что и Иван Грозный, английский король Генрих VIII также прославился различными жестокостями и тем, что у него было шесть жен, двух из которых он казнил. Можно ли представить, что в Великобритании установили памятник Генриху VIII? Этот вопрос привел в замешательство англичанина Руперта Адамса.
Руперт Адамс житель Великобритании «Я думаю, это маловероятно, потому как непонятно, куда его можно поставить, кроме маленького городка или деревни, которые имеют непосредственное отношение к Генриху VIII. Чтобы установить памятник, британский парламент должен одобрить эту установку. Я не могу это представить. Есть множество публичных людей прошлого королевства, которые сделали много замечательных вещей и кому действительно следовало бы поставить памятник».
И все же, несмотря на весь накал общественной дискуссии, до настоящего раздора локальный PR орловского губернатора вряд ли доведет, потому что большей части населения России история неинтересна, а Иван Грозный для него, скорее, не историческая личность, а Иван Васильевич Бунша из комедии Гайдая, и в Кремле это прекрасно понимают, считает президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов.
Михаил Виноградов президент фонда «Петербургская политика» «Я думаю, что в значительной степени постановка памятника — это инициатива администрации Орловской области, способ выступить с некой политической инициативой, тем более что об Орловской области слышно не так много. Естественно, необходимость как-то отнестись к жизни Ивана Грозного не очень комфортна для РПЦ. С другой стороны, какого-то мощного раскола в общество это не вносит, потому что Иван Грозный — фольклорный персонаж, больше известный обывателю по фильму Леонида Гайдая, нежели по какой-то реальной исторической памяти. Хотя слишком далеко на заигрывания с Иваном Грозным федеральная власть все-таки не пойдет, потому что это персона, конечно, скандальная».
Памятник Ивану IV в Орле открыли в присутствии байкера Хирурга, писателя Александра Проханова и руководителя движения «Суть времени» Сергея Кургиняна. Других знаменитостей среди гостей не было.