Холодный расчет: дедеприватизация
Лента новостей
Случился второй серьезный президентский накат на госкорпорации. На встрече с членами РСПП Дмитрий Медведев прямо заявил, что от такой формы хозяйственной деятельности как госкорпорация рано или поздно придется отказаться. Комментарий Михаила Бергера

Случился второй серьезный президентский накат на госкорпорации. На встрече с членами РСПП Дмитрий Медведев прямо заявил, что от такой формы хозяйственной деятельности как госкорпорация рано или поздно придется отказаться. Комментарий Михаила Бергера.
Некоторое время назад президент дал поручение генпрокуратуре и своему контрольному управлению провести комплексную проверку деятельности государственных корпораций. Тогда это было воспринято как однозначное намерение если не ликвидировать, то остановить процесс их создания.
А процесс этот развернулся, как мы помним со страшной силой. Не важно, подо что они создавались и как назывались. Рост их числа и масштаб затягиваемых в них активов однозначно выглядел деприватизацией.
Семь созданных госкорпораций сконцентрировали под своим контролем огромное количество компаний. Тема возращения государства в экономику стала чрезвычайно модной. Еще немного и вслед за судостроением, авиастроением, машиностроением легко могла появиться корпорация «Росодежда» или «Объединенная посудомоечная компания».
Была бы тенденция обозначена, дальше оно само пойдет. Рядом с большими начальниками всегда найдутся люди, которые обоснуют предложение о том, что производство пластиковых окон, например, является стратегически важным и должно быть объединено под контролем государства. Рано или поздно дело обязательно дошло бы до областных и районных «госкорпораций». У области и района тоже ведь свои стратегические интересы, а главное — «стратеги», кровно заинтересованные в создании нужных структур.
Как показывает практика, совсем не обязательно прибирать к рукам что-то высокодоходное. Важнее масштаб. На наших же глазах госкорпорации превращаются из инструмента управления в аргумент вымогательства. Продемонстрировать реальные успехи получается плохо, а консолидировать проблемы и предъявить их к оплате — большого ума не надо. Как это делается — демонстрирует «АвтоВАЗ» с госкорпорацией «Ростехнологии» во главе.
Фактически под видом госкорпораций стали возникать квази-министерства: машиностроения, авиастроения, судостроения. Широкие полномочия, необъятные активы в управлении. И при этом — невнятная ответственность и непонятные критерии эффективности. Плюс гарантированная государством неприкасаемость и специальные условия существования.
Можно ли считать, что после заявления Медведева относительно предрешенной судьбы госкорпораций процесс развернется в обратную сторону? Можно ли рассчитывать, что запущена «дедеприватизация»? Лично у меня в этом уверенности нет. Слишком хороши и слишком специальны условия, которые созданы для госкорпораций. А к хорошему люди привыкают быстро и бьются за это по-взрослому. Видимо, предполагая это, президент допустил как минимум два варианта развития событий на этом фронте. Он все-таки сказал, что от такой формы придется отказаться «рано или поздно».
Послушать комментарий Михаила Бергера
Рекомендуем:




Рекомендуем:

