После Каримова. Чем обернутся для России выборы в Узбекистане?
Лента новостей
Политологи уверены: чуда не случится, исход выборов предрешен. Они отмечают активизацию контактов основного кандидата с Москвой в нефтегазовой и военной сферах
В Узбекистане в воскресенье, 4 декабря, проходят досрочные президентские выборы. Они были назначены после того, как в начале сентября скончался Ислам Каримов, возглавлявший республику с момента объявления независимости в 1991 году.
За высший пост борются четыре кандидата. Это вице-спикер нижней палаты парламента Сарвар Отамурадов, выдвинутый партией «Национальное возрождение», лидер социал-демократической партии «Справедливость» Наримон Умаров и лидер народно-демократической партии Узбекистана Хотамжон Кетмонов.
Но основным претендентом на президентское кресло считается временно исполняющий обязанности главы государства Шавкат Мирзиеев, бессменный премьер-министр с 2003 года и, как считается, наиболее близкий к покойному президенту представитель узбекских элит. Ни в самом Узбекистане, ни за его пределами не сомневаются в том, кто станет следующим президентом, говорит эксперт по Средней Азии Дмитрий Верхотуров:
Дмитрий Верхотуров эксперт по Средней Азии «Я думаю, что чуда не будет, Мирзиеев победит на выборах и соберет большую часть голосов. Здесь, скажем так, другие кандидаты больше нужны для оформления выборов, чем они реальные ему соперники. Просто нужно, чтобы проголосовали за нового президента, и все, и это сделают»
Если и есть какая-то интрига, то только в том, сколько голосов получит преемник Каримова. В самом Узбекистане обращают внимание на то, что Мирзиеев, еще будучи только кандидатом в президенты, активизировал контакты с российской стороной. В середине сентябре Москву посетил глава Узбекнефтегаза Алишер Султанов, которого не видели в российской столице больше пяти лет.
Потом, в конце того же месяца, в Узбекистан по приглашению Мирзиеева приезжал президент «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов. И в первом, и во втором случаях обсуждались перспективы сотрудничества в нефтегазовой отрасли. Ну и, наконец, Москва и Ташкент стали налаживать контакты в военной сфере. Говорит журналист из Узбекистана Юрий Черногаев:
Юрий Черногаев журналист в Узбекистане «Мы буквально позавчера увидели, что между Россией и Узбекистаном заключено, и это очень важно, на этом можно даже сделать акцент, соглашение о военно-техническом сотрудничестве. Всё-таки мы не будем забывать, что за несколько сот километров от Ташкента в Афганистане идёт война, и не факт, чем она еще закончится. Не будем забывать, что в Узбекистане минувшим летом кое-где были развешаны флаги «Исламского государства», запрещенного в России».
Каких изменений можно ожидать в самом Узбекистане после выборов президента, рассуждает политолог, эксперт по странам СНГ Аркадий Дубнов:
Аркадий Дубнов эксперт по странам СНГ «Полагаю, что все-таки какого-то рода оттепель в Узбекистане при Мирзиееве начнется. Это будет связано с внешнеполитическими обстоятельствами, в первую очередь, по отношению к своим соседям. И уже сегодня мы видим, как восстанавливаются отношения Ташкента с Душанбе, с Бишкеком, с Астаной, не говоря уже об отношениях с Туркменией. Это будет наиболее зримым результатом изменения внешней политики Узбекистана при Шавкате Мирзиееве».
Некоторое оживление в достаточно скучную предвыборную кампанию внесла история вокруг старшей дочери покойного президента Каримова Гульнары, которая, по неофициальным данным, с 2013 года находится под домашним арестом. В конце ноября СМИ сообщали, что Гульнару якобы тайно убили. Потом в фейковом аккаунте Twitter появилась запись, в которой говорилось, что она появится на публике и выступит с речью в последний день месяца. Публика пришла — Гульнары не было. В конце концов, проживающий в Лондоне внук покойного президента Ислам Каримов-младший сообщил в интервью ВВС, что его мать жива, но ее по-прежнему не выпускают из дома, который находится под полным контролем Службы национальной безопасности.