16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 87.50 / ₽ 8176
  • RTS1173.68
16 декабря 2016, 12:30 Компании

Программа РЖД по поддержке предпринимательства приносит плоды

Лента новостей

Как Российские железные дороги оптимизируют закупки для собственных нужд, и на что могут рассчитывать небольшие и средние предприятия, которые хотят стать поставщиками РЖД? На эти вопросы отвечает начальник Центра организации конкурсных закупок РЖД Ирина Митичкина

Ирина Митичкина.
Ирина Митичкина. Фото: Из личного архива

В уходящем году РЖД планировали закупить различных товаров, продуктов и услуг почти на 1 трлн 250 млрд рублей. Из них порядка 60% должны быть израсходованы на конкурсах и аукционах. Год еще не завершен, но предварительные итоги подвести уже можно. Говорит начальник Центра организации конкурсных закупок РЖД Ирина Митичкина:

Ирина Митичкина начальник Центра организации конкурсных закупок РЖД «По состоянию на десять месяцев 2016 года на конкурентной основе израсходовано 668 млрд рублей, что составляет 62,5% от суммы закупок за десять месяцев. Объем закупок за десять месяцев всего составляет 1 трлн 68,5 млрд рублей, то есть мы идем несколько лучше плана в части размещения закупок на конкурентной основе».

Понятно, что когда потенциальные поставщики борются за контракт, заказчик, в данном случае РЖД, получает более выгодные предложения. Но в силу определенных причин Российские железные дороги не могут полностью отказаться от закупок у единственного поставщика, продолжает Ирина Митичкина.

«Какого-то качественного скачка с точки зрения соотношения конкурентных и неконкурентных закупок мы не видим, потому что мы уже близки к тому пределу, в котором существует конкурентный рынок поставок для нужд железнодорожной отрасли. Например, если мы говорим о рельсах, мы имеем двух поставщиков. Но все равно это не та ситуация, при которой возможно конкурентное размещение, поскольку полностью нашу потребность ни один не закрывает. Поэтому, несмотря на то, что мы сейчас предпринимаем попытки пересмотреть наши долгосрочные договоры с целью передачи какого-то объема на конкурентную основу, я все-таки не думаю, что мы далеко уйдем от цифры в 35% закупок у единственного поставщика».

Объем торгов по закупкам для нужд РЖД, которые проводятся в электронном виде, по сравнению с прошлым годом увеличился почти вдвое. Здесь компания, если можно так выразиться, тоже достигла потолка:

«У ОАО РЖД собственная электронная площадка, которая, по данным Министерства экономического развития, стабильно входит в топ-5 электронных торгово-закупочных площадок в Российской Федерации с точки зрения объема закупок. Кроме того, в 2016 году с целью привлечения дополнительного числа участников и увеличения конкуренции мы начали проводить торги еще на двух площадках дополнительно. Это площадка Санкт-Петербургской сырьевой биржи «ТЭК-Торг» и площадка «Фабрикант», которая в том числе осуществляет закупки для нужд государственных заказчиков. Всего из общего объема закупок, которые были размещены именно в 2016 году, в электронной форме проведено 95% закупок. Надо сказать, что это приносит заметные плоды с точки зрения денег, потому что если в 2015 году у нас была экономия при проведении торгов всего 1,7%, то в 2016 году это уже 4%».

Есть ли какие-то сложности при организации закупок для нужд РЖД?

«К большому сожалению, мы сталкиваемся с проблемой демпинга. Как правило, здесь две составляющих. Это либо заведомо недобросовестная конкуренция, когда снижение цены до уровня, что называется, ниже нижнего совершается с целью либо просто сорвать торги, либо извлечь какие-то для себя не вполне обоснованные преференции. Либо это происходит из-за того, что компания не вполне адекватно оценивает свои силы. Именно поэтому мы не готовы отказываться от квалификационных требований к участникам, потому что они нужны не только нам для того, чтобы оценить участника, они важны еще и участнику, чтобы оценить себя: смогу ли я, готов ли я выполнить все те требования, которые описаны».

Там, где это возможно, РЖД закупают товары и услуги на конкурсной основе у некрупных компаний. Здесь Российские железные дороги тесно взаимодействуют с госкорпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства (МСП):

«Мы были, если я не ошибаюсь, первой компанией, которая заключила соглашение о партнерстве с корпорацией, и продолжаем и сейчас довольно успешно с ними сотрудничать. Наверное, поэтому у нас и результаты достаточно серьезные. Я хочу подчеркнуть, именно РЖД, не холдинг, закупают у МСП товаров, работ, услуг на сумму 104 млрд рублей — это практически половина договоров, заключенных в том секторе, в котором в том числе работает МСП, при том что нормативный показатель на сегодняшний день — 18%. То есть мы превышаем установленный показатель в 2,5 раза».

Есть у РЖД и собственная программа поддержки предпринимательства. К примеру, срок расчетов с компаниями малого бизнеса сокращен до 30 дней с момента подписания документов об исполнении договора. С прошлого года проводятся спецторги, к которым не допускаются крупные участники. Как результат — увеличение количества небольших компаний, желающих стать поставщиками РЖД, говорит Ирина Митичкина:

«Мы даже видим, что компании создаются специально — в основном это, конечно, какие-то интеллектуальные вещи — для того, чтобы повзаимодействовать с РЖД. Действительно, мы видим очень большое количество новых поставщиков в 2016 году».

Что еще РЖД может сделать для поддержки российских предпринимателей?

«Мы стараемся максимально упростить участие для субъектов малого и среднего бизнеса в наших закупках — вплоть до того, что мы постараемся отказаться от запроса вообще каких бы то ни было уставных документов. Начал работать реестр субъектов МСП. С помощью совершенно не хитрых операций на компьютере по ИНН мы можем видеть и все уставные документы, и правовую историю компании, и относится ли она или не относится к субъектам МСП. При этом пересмотрим свои требования к предоставлению справки налоговой инспекции об отсутствии задолженности перед бюджетом. Мы, конечно, не готовы от нее отказаться полностью, потому что мы все-таки заинтересованы не в любом поставщике, а в добросовестном поставщике. Мы хотим быть уверенными, что он не идет широкими шагами к банкротству. Может быть, мы будем готовы увеличить срок действия этой справки, пересмотреть подход к формированию этого требования».

В следующем году, если верить прогнозам, экономика России пойдет в рост. Это позволяет надеяться на увеличение числа потенциальных поставщиков РЖД, что, в свою очередь, должно повысить эффективность закупок.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию