16+
Суббота, 14 декабря 2024
  • BRENT $ 74.35 / ₽ 7690
  • RTS756.93
19 декабря 2016, 12:22 ФинансыБанки, вклады и кредиты

Национализация «Приватбанка» Коломойского — спасение или «захват»?

Лента новостей

Власти объяснили неожиданное решение о национализации крупнейшего банка Украины необходимостью стабилизации в финансовой системе страны

Фото: Valentyn Ogirenko/Reuters

Украина национализирует «Приватбанк», чтобы предотвратить его крах. Это крупнейшее финансовое учреждение в стране. На банк, главный акционер которого Игорь Коломойский до прошлого года был главой администрации Днепропетровской области, приходится треть всех депозитов физических лиц Украины.

На 1 июля по размеру активов «Приватбанк» занимал первое место среди 101 действующего в стране банка. Финансовое учреждение, по мнению экспертов, нуждался в докапитализации. Заявляется, что общая потребность «Приватбанка» в капитале составляет более 5 млрд долларов.

Министр финансов Александр Данилюк на пресс-конференции 19 декабря заявил что власти выделят на докапитализацию «Приватбанка» более 1,5 млрд долларов для его дальнейшего нормального функционирования. Данилюк поспешил успокоить клиентов:

«Теперь банк принадлежит государству, в частности, министерству финансов. Это решение было принято, поскольку банк системообразующий. Это позволит стабилизировать банк, сберечь 20 миллионов вкладчиков и обеспечить финансовую стабильность Украины. Банк продолжит работать, у вкладчиков будет бесперебойный доступ к своим деньгам, разве что по техническим причинам будет на один день приостановлено обслуживание клиентов — юридических лиц, но мы сделаем все, чтобы их бизнес не пострадал. Все банки страны продолжат принимать карты «Приватбанка».

Председатель правления кредитной организации Дмитрий Дубилет сообщил, что в последнее время банк испытывал очень много информационных атак. В последние дни граждане снимали со счетов по 2 млрд гривен в сутки. Как сказал Дубилет, национализация — это спасение банка, решение было принято добровольно.

В то же время сообщается, что Коломойский в Facebook якобы назвал национализацию «Приватбанка» классическим рейдерским захватом, хотя как ранее говорил сам бизнесмен, у него нет страницы в этой социальной сети. Михаил Саакашвили написал в Facebook, что основной акционер «Приватбанка» Игорь Коломойский покинул Украину и улетел в Лондон. Эти сообщения Business FM прокомментировал главный редактор медиагруппы «Завтра», украинский политолог Андрей Томский.

Дмитрий Дубилет написал в Facebook, что национализация — это спасение «Приватбанка». Один из совладельцев, Коломойский, пишет там же, в Facebook, что это рейдерский захват, причем непонятно, пост Коломойского — это фейк или нет. Что он говорил раньше, и какая была его позиция по национализации?
Андрей Томский: Еще год назад Коломойский говорил о том, что в Facebook его нет вообще, соответственно, все его страницы, скорее всего, ведутся либо вообще левыми людьми, либо людьми, которые отвечают за политику самого Игоря Валерьевича. Нюанс в том, что сам «Приватбанк» — настолько мощная структура, к нему привязано большинство пенсионных платежей, это крупнейшая система POS-терминалов в стране. Это гигантский оборот безналичных средств, которые очень быстро становятся наличностью. Украина страдает от «теневой» экономики, это все прекрасно знают, и большинство работодателей платили «черные» зарплаты на карточки «Приватбанка», потому что эти транзакции не отслеживались. Что это вызовет в дальнейшем, сказать достаточно сложно. Все зависит от того, как будет поступать новое руководство банка, потому что при докапитализации банка, при его национализации особо никаких проблем для вкладчиков и бизнесменов возникнуть не должно, но это при грамотном управлении. Мы все прекрасно видим, какое управление у нас сейчас.
Банк подвергся информатакам. Может быть, поэтому ему не помогла бы докапитализация, а нужна национализация?
Андрей Томский: Банк подвергался информационным атакам на протяжении последних двух лет, но все прекрасно понимали, что это борьба двух самых больших гигантов — правительства и Коломойского. Если Коломойский сдался, это означает, что ему либо было сделано предложение, от которого невозможно отказаться, либо он не видит перспектив, которые в дальнейшем могли бы работать на его бизнес в Украине, либо это вообще все гигантская афера, в которой замешаны и правительство, и Коломойский.
Кто мог инициировать эти информатаки?
Андрей Томский: Сейчас говорить об этом достаточно сложно, потому что информации еще очень мало. Будет видно только тогда, когда будет проведен независимый аудит банка, когда будет понятно, были ли выведены деньги в последнее время, что будет показывать, действительно ли национализация была внеплановой или к ней очень долго и серьезно готовились. Если окажется, что на счетах только долги, это будет действительно очень не хорошо попахивать.

Президент Украины Петр Порошенко заверил, что государство гарантирует клиентам Банка неприкосновенность и целостность их денег, а национализация «Приватбанка» — это спасение всей банковской системы страны. Между тем лидер фракции «Батькивщина» Юлия Тимошенко заявила, что глава Национального банка Украины (НБУ) Валерия Гонтарева возглавляет программу зачистки банковской системы страны. Лидер Радикальной партии Олег Ляшко также возложил ответственность за ситуацию вокруг «Приватбанка» на правление НБУ. Ляшко также потребовал отставки Гонтаревой. В свою очередь, глава фракции «Объединение «Самопомощь» в Верховной Раде Олег Березюк отметил, что «Приватбанк» является самым большим финансовым учреждением Украины и, «безусловно, является правильным решением национализировать этот банк, потому что стране нужна финансовая стабильность и безопасность».

О том, почему национализация произошла именно сейчас и кому может быть продан «Приватбанк», рассуждает политолог Александр Асафов: «Фактически это прямой правительственный грабеж, но, чтобы хоть как-то еще положить на свою чашу весов, которая должна перевесить весы в принятии решения отправки траншей в рамках согласованного меморандума, украинские власти были вынуждены это сделать прямо сейчас, потому что денег нет, а что-то делать нужно. Если МВФ транш не даст, тогда «Приватбанк» подвергнется традиционному коррупционному распилу. Есть различная информация, в том числе что Коломойский знал об этом и вывел оттуда все активы. Тем не менее «Приватбанк» даже без каких-то финансовых активов — это крупнейшая финансовая структура в регионе. Будет он продан или не будет, до этого момента он будет приносить существенную прибыль и позволять манипулировать рынком безналичных платежей на Украине, а это приличный оборот. Поэтому господин Данилюк, возможно, лукавит, возможно, выдает какие-то свои ожидания, но пока из «Приватбанка» не будет выжато все, что можно, может быть, будет переведено в какой-нибудь иной банк, и тогда он будет выставлен на продажу. Исходя из общей внешнеэкономической и внутриэкономической ситуации на Украине, я думаю, что прямыми заинтересованными участниками грядущих торгов являются банки России».

Есть ли ажиотаж вокруг национализации «Приватбанка», снимает ли население в срочном порядке деньги, и что это — мера для сохранения банка или отъем его у Коломойского? О том, что говорят на Украине, Business FM рассказал корреспондент Общественного телевидения в Киеве Cергей Гришин: «У меня есть деньги в «Приватбанке», там зарплату получаю. Ничего не буду делать. Я какие-то деньги снимал и вчера, и позавчера, когда уже были разговоры о том, что банкоматы ничего не выдают, в том числе даже вчера ночью, уже после сообщения правительства. Многие люди снимают деньги или переводят на обслуживание в другие банки. Я про очереди читаю дня три, но я их не видел. По инсайдерской информации, сегодня полным ходом пополняют банкоматы, чтобы не возникало ощущения, что денег нет. Нет однозначного понимания вопроса, есть разговоры, что еще полтора года назад, когда Порошенко увольнял Коломойского с поста губернатора Днепропетровской области, уже тогда в пакет договоренностей входила национализация «Приватбанка». История тянется уже под два года, и МВФ неоднократно говорил о том, «Приватбанк» неприлично много всего обслуживает, 56% украинцев имеют в большей или меньшей степени отношение к нему: либо у них зарплатные проекты, либо они просто переводят деньги. При всей неоднозначности персонально Коломойского, интернет-банкинг, наверное, самый удобный и самый лучший из тех, что есть сейчас на Украине, и те, кто занимается каким-либо бизнесом, в этом контексте ставят вопрос, останется ли сервис, софт настолько удобный, какой он был. Как мы выяснили, система «Приват24» не принадлежит банку, она принадлежит какому-то другому юридическому лицу, очевидно, из группы «Приват». Глава Нацбанка уже заявила, что опция «Приват24» не такая уж хорошая, есть альтернатива у Ощадбанка. Это пугает. Моя коллега пишет, что только что снимала в банкомате небольшую сумму денег, и женщина за ней удивилась и говорит: «Коломойский же ночью на самолете все вывез». На улицах примерно такие разговоры. Представить, что он просто кому-то что-то отдал без выгоды для себя, мне сложно. Мои друзья — экономические журналисты говорят, что на самом деле государство приобрело не 100% акций банка, а 100-150 млрд гривен долга. Похоже, есть какие-то проблемы, и за счет бюджета будут их решать. Я не думаю, что Коломойский каким-то образом пострадает в этой истории имиджево. Ситуация очень простая: если вдруг банк сейчас пошатнется, реально упадет, то будут говорить: смотрите, при Коломойском банк работал, а «отжали» — не работает. Если банк продолжит работать, то Коломойский тоже не страдает: видите, какой хороший банк создал, его даже национализировали, а он дальше все равно работает».

Согласно предварительной информации, банк возглавит экс-министр экономики и бывший министр финансов Украины Александр Шлапак. В 1990-х годах он был заместителем главы совета «Приватбанка». Ранее у финансового учреждения был дочерний банк в России, но два года назад его купил «Бинбанк».

Дочерний банк «Приватбанка» в России работал под брендом Москомприватбанк. В 2014 году Владимир Путин на пресс-конференции назвал владельца «Приватбанка» Игоря Коломойского «уникальным проходимцем», который нехорошо поступил с Романом Абрамовичем. Затем депутаты-коммунисты потребовали проверить деятельность Москомприватбанка на финансирование терроризма. Центробанк взял учреждение под надзор, чтобы избежать его банкротства. По сообщениям, из банка могли вывести средства, аналитики предположили «дыру» в 8 млрд рублей. В итоге Москомприватбанк был куплен «Бинбанком» Микаила Шишханова и Михаила Гуцериева за 6 млрд рублей.

Украинский «Приватбанк» до недавнего времени принадлежал Игорю Коломойскому и Геннадию Боголюбову, которые занимают второе и третье места в украинском списке Forbes. Боголюбов — давний друг Коломойского, еще в 1990-х годах они вместе начинали бизнес с торговли компьютерной техникой. Это один из самых непубличных богачей Украины. По его словам, он даже рад, когда лицом группы называют Коломойского, а его самого вообще не упоминают. Прямое участие Боголюбова в «Приватбанке» составляет 33,25%, опосредованное — 8%. У Коломойского — 41% и 8% опосредованно, среди миноритарных акционеров были топ-менеджеры банка.

Глава группы ВТБ Андрей Костин считает, что «давно пора было отобрать «Приватбанк» у этого негодяя». Об этом он, по сообщению Rambler News Service, сказал в кулуарах съезда Российского союза промышленников и предпринимателей.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию