Малый бизнес как драйвер роста российской экономики
Лента новостей
Как повлиял кризис на небольшие предприятия? Какую роль играет предпринимательская активность населения в восстановлении экономического роста? Об этом порталу BFM.ru рассказал руководитель управления по работе с малым бизнесом Райффайзенбанка Роман Зильбер
Есть разные параметры определения, что такое малый бизнес — например, число работников или оборот компании. Но в Райффайзенбанке считают, что такие классификации весьма условны. Ведь даже тех, кто работает сам на себя, можно считать предприятием, только очень небольшим. Это первый этап создания собственного дела, — говорит руководитель управления по работе с малым бизнесом Райффайзенбанка Роман Зильбер:
«Люди таких профессий, как дизайнеры, архитекторы, программисты, очень часто работают сами на себя по заказам разных компаний. Фактически, это предприятие из одного человека. Дальше, если бизнес развивается, может появиться партнер или помощник, с которым, по сути, вы будете делать примерно одно и то же. Дальше в развитии бизнеса происходит очень важный переломный момент: появляются сотрудники, которые занимаются не основной деятельностью, а ее административным обеспечением. Это может быть секретарь, бухгалтер. И вот когда начинается специализация и разделение, бизнес начинает потихоньку двигаться к более крупному размеру. На каждом этапе развития этим компаниям нужны разные вещи и от государства, и от банка, и от других партнеров».
Кризис негативно сказался на небольших компаниях. В силу своей специфики этот сектор быстро просел, но также быстро сейчас восстанавливается. В целом же за последние два десятилетия число малых предприятий в России постоянно росло:
«10 лет назад небольших компаний было меньше, чем сейчас, 20 лет — еще меньше. В России малый бизнес поступательно, но стабильно развивается . Кризисы, естественно, вносят коррективы, количество компаний колеблется. Но в последнем кризисе предпринимательская активность не рухнула — и с точки зрения кредитования, и с точки зрения операций по счетам. Мы видим это на примере наших клиентов. Количество новых компаний растет. Поскольку эти малые предприятия близки к клиенту, то, например, падение покупательной способности на них действует мгновенно и напрямую. Но они же, находясь близко к клиенту, быстрее понимают его потребности, быстрее адаптируются, и это сила малого бизнеса. Экономика, в которой малого бизнеса много, очень быстро получает сигналы о том, как надо перестроиться».
Малый бизнес — это не обязательно сфера услуг, хотя именно в ней, пожалуй, работает наибольшее количество индивидуальных предпринимателей и небольших компаний. Магазины у дома, парикмахерские, ателье по ремонту и пошиву одежды, такси — все это, как правило, малый бизнес. Но есть и производственные проекты:
«Это какие-то уникальные бизнесы, для которых не принципиален масштаб. Вот мы видим, например, большое количество маленьких булочных, которые для нескольких кварталов города пекут свежий хлеб. Другой вариант — это сложные, наукоемкие компании. У нас есть примеры научных сотрудников, которые ушли в собственное производство, и это, естественно, пока малый бизнес».
Как в последние годы менялось взаимодействие банков с компаниями малого бизнеса?
«Это относительно недавний тренд, когда банки поняли, что работу с небольшими предпринимателями необходимо выстраивать по типу розничного обслуживания, как работу с физлицами. Потому что раньше это было как работа с корпоративным клиентом, только очень маленьким. На мой взгляд, это неправильный подход. В последнее время банки переносят отлаженные розничные технологии на работу с малыми предприятиями. Мы один из первых банков, кто начал применять такой подход и достигли больших успехов. К примеру, раньше для того, чтобы узнать о нужных продуктах, владельцу небольшого предприятия или индивидуальному предпринимателю нужно было идти в отделение. Сейчас всю информацию можно получить в колл-центре».
Простой, но вместе с тем достаточно показательный, пример того, как банки стали учитывать потребности небольших предприятий:
«Раньше для того, чтобы внести деньги на расчетный счет или снять их, юридическим лицам нужна была чековая книжка. Это была очень неудобная система для предпринимателя. Ты должен был заполнять ее, подписывать, подпись сверялась с карточкой подписей, и все это происходило в кассе банка. Некоторое время назад прогрессивные банки стали выпускать для предпринимателей привычную для физических лиц банковскую карту к счету юридического лица. Например, наша карта "Бизнес 24\7" позволяет за минуту снять деньги в банкомате и внести их через банкомат. Это непосредственный доступ прямо к расчетному счету».
Сейчас много рассуждают о том, что может помочь нашей экономике в кризисной ситуации? Могут ли предприниматели поднять ее, рассуждает руководитель управления по работе с малым бизнесом Райффайзенбанка Роман Зильбер:
«Для экономики очень много значит малый бизнес, предпринимательская активность населения. Если смотреть на длинные периоды времени, 10-20 лет, видно, как малый бизнес способствует росту экономики. В Москве на одном здании висит старый дореволюционный барельеф, на котором написано: "Вся наша надежда покоится на людях, которые сами себя кормят". В каком-то смысле надежда на развитие нашей экономики держится на таких людях. Мы видим у себя в банке много предпринимательских историй, людей, которые начинают работать в одном направлении, достигают успеха и переходят в другое направление. Терпят неудачу и меняют бизнес в третий раз. Этот дух предпринимательства, активность, внушает большое уважение и большую надежду».
Если говорить о ближайшей перспективе, то, как обещают нам чиновники и аналитики, российская экономика в новом году пойдет в рост. Так это, или нет — посмотрим. Но в любом случае можно ожидать, что тенденция увеличения числа малых компаний и предпринимательской активности сохранится.