16+
Понедельник, 25 сентября 2017
  • BRENT $ 56.90 / ₽ 3272
  • RTS1123.24
10 января 2017, 13:26 Авто

С электронным ОСАГО далеко не уедешь

Лента новостей

С 2017 года все страховые компании обязаны предоставлять возможность купить полис онлайн. От автовладельцев уже поступают жалобы, но несмотря на недовольство и главный недостаток электронного ОСАГО — невозможность его проверки сотрудником ДПС без Интернета — услуга пользуется спросом

Фото: Донат Сорокин/ТАСС

Онлайн-продажи полисов ОСАГО с 1 января стали обязательными для страховщиков. Только за первую неделю года было продано 17 тысяч электронных полисов — в 15 раз больше, чем год назад. Однако в Центробанк уже посыпались жалобы клиентов. Как говорят сами страховщики, автовладельцы недовольны сложностью заполнения множества полей в интернет-заявках и техническими ошибками на сайтах.

О проблемах, связанных с электронными полисами, рассказывает заместитель руководителя Всероссийской оперативной службы экстренной помощи при ДТП Глеб Виленский:

Глеб Виленский заместитель руководителя Всероссийской оперативной службы экстренной помощи при ДТП «Есть две проблемы — системная и технологическая. Системная проблема состоит в том, что страховщикам невыгодно и неинтересно продавать электронные ОСАГО. Это технологии, которые навязаны ЦБ для того, чтобы решить проблему доступности обязательной «автогражданки» в тех регионах, в которых страховым компаниям работать невыгодно. Когда бизнес делается по принуждению, ничего хорошего не получается, как правило. Технологическая проблема очень простая: у разных страховых компаний их информационные системы в разной степени зрелости — у кого-то очень большие, сложные, но не очень надежные, у кого-то до сих пор весьма отсталые. Технология электронных продаж полисов внедрялась довольно быстро, понятно, что на старте технические проблемы неизбежны. Не всегда доступны электронные сервисы, которые нужны для того, чтобы выписать страховку, потому что, чтобы сгенерировать этот электронный полис, нужно, чтобы информационная система страховой компании была связана с информационной системой Российского союза автостраховщиков, с еще разными другими базами данных, в которых находятся данные о машинах, автовладельцах и так далее. Это только так кажется, что зашел на сайт и выписал. За этим стоит довольно тяжелая технология, которая поначалу неизбежно будет сбоить. Купить, потратить деньги на электронный полис — это не проблема, а чтобы дальше им воспользоваться — здесь могут возникнуть сложности в самых разных ситуациях. Самые распространенные проблемы, с которыми будут сталкиваться водители, это невозможность сотрудникам ГАИ проверить существование полиса где-нибудь на дороге. Представьте себе, что вы поехали даже не в другой город, а на дачу, а на трассе нет Интернета. Если нет Интернета, то инспектор ГАИ уже не может проверить, есть у вас электронный полис или нет. Как он будет себя вести в такой ситуации — закрывать глаза или настаивать на том, что у вас нет ОСАГО? Здесь будет очень много коллизий, которые могут сильно усложнить жизнь владельцам электронных полисов».

Чтобы заключить договор онлайн, нужно завести личный кабинет на сайте страховщика, заполнить заявление и оплатить полис банковской картой. После этого страховая компания направляет клиенту полис по электронной почте и размещает в его личном кабинете на сайте. Потом его можно распечатать, чтобы показывать инспекторам ГИБДД. Не будет ли проблем при предъявлении электронного полиса?

Марат Бикбов юрист Коллегии правовой защиты «К нам с такими проблемами не обращались ни разу, чтобы распечатанный электронный полис каким-то образом ставился под сомнение инспектором. Если инспектор не может его проверить, это проблема инспектора, а не того, кто купил полис. Человек, который застраховал свою ответственность, использует этот метод через Интернет электронным образом, все сделал в соответствии с законом и больше никому ничем не обязан. Есть другая проблема: люди просто не могут купить полис электронным образом. Они начинают выполнять эту процедуру, сайт виснет и ничего им не выдает. Такие обращения у нас были. На сайте кнопка есть, туда заходишь, все забиваешь, но на каком-то моменте оформления все зависает, и ничего сделать не удается. Чаще всего люди жалуются из регионов, где им отказываются заключать договор ОСАГО без дополнительно навязанной услуги. В регионах такая проблема до сих пор наблюдается, что человек приходит заключить договор ОСАГО, ему говорят: полиса нет, если хотите, берите в пакете или пишите заявление, ждите полиса месяц, когда он придет. Тогда человек, зная о том, что можно оформить через Интернет, пытается сделать через Интернет, но у него тоже ничего не получается, потому что все виснет и ничего он не может сделать. Это все задекларировано, что можно сделать через Интернет, но я подозреваю, что страховые компании очень легко это все могут заблокировать и каким-то образом не выполнять. Нет никакой ответственности за то, что они не смогли обеспечить через интернет. Страховые компании формально это выполняют, кнопка есть, но она не работает».

Регионами, лидирующими по электронным продажам «автогражданки», стали Краснодарский край, Волгоградская и Ростовская области. За новогоднюю неделю там реализована треть всех электронных полисов. Примечательно, что это те самые регионы, которые из-за высокой убыточности ОСАГО относят к «токсичным» и где в 2016 году имелись проблемы с доступностью бумажных полисов гражданского автострахования.

Рекомендуем:

  • Фотоистории