16+
Пятница, 13 декабря 2024
  • BRENT $ 74.02 / ₽ 7694
  • RTS750.43
19 января 2017, 17:25 Политика

Андрей Костин: банкиры выиграли на победе Трампа, акции Банка Америки выросли на 25%, JP Morgan — на 30%

Лента новостей

Глава ВТБ рассказал Business FM, о чем говорят в кулуарах Давосского форума, а также объяснил, почему дал положительную характеристику экс-министру Алексею Улюкаеву

Андрей Костин.
Андрей Костин. Фото: Марина Лысцева/ТАСС

В Давосе проходит четырехдневый экономический форум. О чем говорят на полях мероприятия и в кулурах, как банкиры относятся к Трампу, что ожидает Россию в плане «санкционных шагов»? Эти вопросы главный редактор Business FM Илья Копелевич задал президенту-председателю правления ВТБ Андрею Костину.

Первое всерьез и в целом. Я предполагаю, что все разговоры в кулуарных темах, пусть и не в докладах, в основном об инаугурации. Тем более, по нашу душу тут есть о чем поговорить. Что бы вы, суммируя, могли передать, какие общие ощущения, ожидания? Естественно, даже инвестдома публикуют какие-то прогнозы, дескать, санкции скоро снимут. А как все это суммарно во мнениях отражается?
Андрей Костин: Вы совершенно правы, что тема выборов в США и в этом контексте перспективы российско-американских отношений — одна из самых обсуждаемых тем здесь, в Давосе. Сразу скажу, вторая тема — это выход Великобритании из Европейского союза. Пожалуй, две темы доминируют в этом году. Безусловно, Трамп — это главная новость. Много дискуссий здесь очень интересных. Допустим, я впервые услышал от представителей ведущих американских компаний такое мнение: вывод после победы Трампа состоит, прежде всего, в том, что политическая элита США и, в частности, возглавляемая Обамой администрация просто утратила связь с народом и не смогла ничего предложить избирателям в Соединенных Штатах, кроме очередного пакета компромата на оппонента и доказательства того, что он плохой, а мы хорошие. В то время как Трамп продемонстрировал большие способности, в том плане, что просто-напросто ответил или предложил программу, которая отвечает чаяниям большинства американцев: хорошая работа и хорошая оплата труда людей. И этим он выиграл, победил; многие связывают ожидания, конечно, с неким возрождением США, хотя можно сказать, что Америка — довольно успешная страна, но за последние годы было очевидно: этот успех очень неравномерно распределяется для американского населения. Хотя многие компании работают весьма успешно, растущая безработица в Соединенных Штатах отражается на настроениях людей. Поэтому в целом здесь достаточно много бизнесменов, которые поддерживали Трампа, которые говорят о том, что, несмотря на его резкие заявления, может быть, он человек очень прагматичный, что он, конечно, будет стремиться и наладить отношения с Россией, и не испортить сильно отношения с Китаем, найти какие-то развязки в интересах Америки, но, тем не менее, не доводя ситуацию до торговых войн. Ожиданий много, но для большинства, наверное, присутствующих победа Трампа была неожиданностью, поэтому во многом сегодня они пытаются оценить, какие будут последствия, как это отразится на бизнесе и на всех других вопросах. Но что касается российско-американских отношений, конечно, большинство присутствующих уверены: они будут улучшаться. Заявления Трампа и его представителей, которые здесь, в Давосе, выступали, указывают на то, что Трамп вполне серьезно намерен выстраивать отношения, при этом признавая — Россия имеет право на отстаивание своих собственных интересов, чего администрация Обамы не допускала.
Можно сказать, что Давос не критиковал Трампа? Потому что если посмотреть на публикации самых крупных, уважаемых, особенно, американских, да и британских СМИ, все-таки там Трамп под давлением, ему объясняют, что протекционизм — это плохо, он протекционист и так далее. Давосский форум критиковал Трампа или такой интонации, такого общего мнения нет — нет такого, что Трамп не понимает законы современной экономики, как это можно прочитать в западной печати?
Андрей Костин: Надо сказать, что антитрамповскую, равно как и антироссийскую тональность в Давосе, прежде всего, задавали представители уходящей администрации демократов. Здесь находились две такие «хромые утки» — Байден и Керри. Допустим, Байден на протяжении своего выступления, которое длилось 30 минут, 20 минут в основном говорил против России, а остальное время — против Трампа. То есть они предостерегали, осуждали и так далее, высказывали разного рода предположения негативного плана. Наверное, вот отсюда, очень вели себя, я бы сказал, необычно, никакая этика вообще, по-моему, не допускала, чтобы представители уходящей администрации так плохо всегда говорили.
Это понятно, это мы все видим. А вот все-таки главы компаний в разговорах опасаются Трампа или нет?
Андрей Костин: Я встречался с первыми лицами американских банков. Избрание Трампа привело к 25-процентному росту акций Банка Америки, к 30-процентому росту акций JP Morgan, это сотни миллиардов долларов капитализации. Американские банкиры уже выиграли только на том, что Трамп стал президентом. Поэтому бизнес настроен достаточно позитивно. Если раньше он просто не верил в возможность победы Трампа, то сегодня достаточно подстраивается. Много я видел представителей, которые уже вошли в некий комитет, организации в качестве советников Трампа. Поэтому я думаю, что будет довольно быстро бизнес перестраиваться под нового президента, под новую власть, и ожидания достаточно позитивные. Повторяю: уже преимущества для американского финансового сектора, банков, по крайней мере, очень-очень существенные.
Глобальные политики, экономисты этой всей сложившейся элиты пытаются объяснять Трампу, что протекционизм вреден, что с потеплением климата надо бороться и так далее?
Андрей Костин: Вы знаете, я бы сказал не только это. Давос, который все время проповедовал глобализацию, сегодня очень серьезно задумался: что-то не так с глобализацией. Это показывает, что не все страны, видимо, извлекают преимущества от глобализации, не все люди. Вообще, я здесь слышал выступления очень видных представителей американского бизнеса, которые говорили: послушайте, спросите кого-нибудь где-нибудь в Детройте, что такое глобализация, никто не ответит. Поэтому глобализация и вообще дальнейшие процессы, которые, безусловно, будут идти в любом случае, поскольку мы еще живем и в век новых технологий, которые дальше способствуют продвижению глобальных идей, контактов, тем не менее, я думаю, что сегодня не столько Трампа тут учат, сколько задумались: а что же не так, почему люди не оценили это, и что надо делать для того, чтобы построить такую модель общественного развития и такую модель развития бизнеса, которая действительно в большей степени учитывала бы интересы всех членов общества и всех государств. Я думаю, что это номер один. А учить Трампа бессмысленно, поскольку у него есть определенный набор своих взглядов. Наверное, они могут претерпеть какие-то изменения, это тоже здесь понимают, все-таки человек, который уже обличен полномочиями и принимает решения, может быть, не столь будет свободен в своих высказываниях. Тем не менее, здесь считают: многое из того, что Трамп сказал, он будет пытаться реализовать, хотя допускают и шутки. Допустим, один из видных американских бизнесменов пошутил, что Трамп всю жизнь строил чего-то, поэтому для него построить стену — это тоже такая идея, которая исходит из его бизнес-привычек.
Андрей Леонидович, ваше мнение: все-таки как может происходить политический процесс с санкциями?
Андрей Костин: Я думаю, что санкции — это обязательный вопрос, который должен быть на повестке дня, когда будут обсуждаться вопросы улучшения российско-американских отношений, потому что это абсолютно фактор, который нельзя не учитывать, на мой взгляд, он будет мешать, отравлять отношения. Поэтому, мне кажется, в течение этого года какие-то подвижки могут быть. Я не говорю, что они будут, может быть, всеобъемлющие, я считаю, что санкции обязательно распадутся на санкции в отношении Крыма и санкции, принятые по юго-востоку Украины. Но я считаю, что в отношении финансовых институтов какие-то могут быть подвижки. У меня спрашивают — в этом году? Я считаю, год только начался, впереди еще 11 с половиной месяцев.
Андрей Леонидович, теперь про нас. У нас народ, вы не поверите, в Москве, в России очень интересуется курсом доллара. Он сегодня после слов Игоря Ивановича Шувалова о том, что волатильность пора бы как-то прижать, как раз пошел в обратную сторону. Как вы считаете, не находимся ли мы все-таки сейчас на самых верхних значениях курса? Рубль несколько переоценен сейчас даже при этих ценах на нефть?
Андрей Костин: Вы сами, учитывая ваш опыт журналистской работы, знаете, что предсказание — это очень неблагодарное дело. Тем не менее, мои аналитики в банке считают: есть потенциальная возможность даже для укрепления курса рубля в пределах 10%. Хотя, допустим, весной нефтяники предсказывают некое снижение нефтяных цен, а цены на нефть серьезно влияют на рубль. Мы не видим пока системных проблем, которые привели бы к существенному ослаблению рубля. Поэтому мы достаточно позитивно смотрим на стабильность рубля и считаем, что с теми или иными колебаниями, но каких-то серьезных отклонений не будет. Поэтому мы не очень переживаем по данному вопросу.
Две недели назад, когда в суде рассматривался вопрос о продлении домашнего ареста Улюкаева, была предъявлена ваша положительная характеристика, которую вы дали Алексею Валентиновичу. У меня вопрос: вы сделали это по собственной инициативе, или, может быть, адвокаты к вам обратились, как это произошло?
Андрей Костин: Вы знаете, это было по моей инициативе. Дело в том, что, в общем, это было естественно. Алексей Валентинович был председателем нашего наблюдательного совета. И моя характеристика не выходила за рамки того, что я знал о нем именно в этом качестве. И я, собственно, написал то, что думал, поскольку за период работы в этом качестве он действительно осуществлял свою работу хорошо, эффективно, и каких-либо негативных явлений в ходе этого руководства я не видел. Поэтому я считаю, что он был достаточно эффективным руководителем наблюдательного совета, о чем я и написал.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию