Тендеры без конкурентов и по максимальной цене. Как в Москве проходят госзакупки лекарств
Лента новостей
Из-за отсутствия конкуренции столица закупает медикаменты по наивысшей стоимости из возможных. Участники рынка говорят — это система. К каким последствиям она приводит?
Тендеры без конкурентов. В конкурсах от департамента здравоохранения Москвы часто побеждает единственный претендент. Почему так происходит? Торги не состоялись, контракт получает один участник — так в 2016 году случилось 26 раз. Причем речь о крупнейших тендерах со стартовой ценой лота от 200 миллионов рублей, посчитала газета «Ведомости». Из-за отсутствия конкуренции город закупает лекарства по самой высокой цене из возможных — так устроена система. В качестве стартовой цены берется максимальная. По идее участники конкурса должны соревноваться друг с другом, играя на понижение, но когда конкурентов нет, цена остается стартовой, то есть самой высокой.
То, что система работает так до сих пор, очень странно. Ведь, такой подход к закупкам критиковал сам вице-мэр Москвы Леонид Печатников в конце 2016 года, когда в публичное пространство вылились споры по поводу судьбы 62-ой московской онкобольницы. Печатников говорил, что единственное, в чем он согласен с теперь уже бывшим главврачом, который и поднял вопрос о закупках, так это с тем, что за последние годы цены резко взлетели из-за письма Минэкономразвития, которое и предложило устраивать конкурс на снижение цены. Стенограмму выступления вице-мэра на одной из конференций публиковало тогда отраслевое издание Vademecum:
Леонид Печатников вице-мэр Москвы «Все взяли под козырек, исполнили, и лекарства действительно подорожали. Такое было письмо. К сожалению, ни министр здравоохранения, ни я, ни мэр, не знали об этом письме — оно прошло по департаментам всей России, поэтому цены стали расти. Во всех департаментах это письмо было, а в Минздраве его не было. Когда я об этом узнал, то с этим письмом помчался к мэру. Я не буду передавать эмоции Сергея Семеновича Собянина, он позвонил министру здравоохранения России Веронике Скворцовой, спросил, знает ли она об этом, она тоже ничего не знала. Сергей Семенович поехал к премьер-министру, и это письмо практически было дезавуировано».
Как о письме, которое поменяло правила закупок лекарств по всей стране, могли не знать департамент здравоохранения Москвы, мэр, министр здравоохранения и премьер? А кто «взял под козырек и исполнил»? Но как теперь выясняется, никто и не исполнял — покупают также, а что касается отсутствия конкуренции, удивляться тут нечему, говорит директор по развитию аналитической компании RNC-pharma Николай Беспалов, и добавляет, что Москва в этом плане не исключение.
Николай Беспалов директор по развитию аналитической компании RNC-pharma «Все прекрасно понимают, что круг компаний, которые имеют возможность принимать участие в госторгах, достаточно серьезно ограничен. К таким компаниям предъявляются очень серьезные требования с точки зрения возможностей нанесения определенных гарантийных обязательств. Компании должны зарезервировать определенные средства на своих счетах и так далее. Они должны обладать определенными лицензиями плюс должны физически иметь возможность поставлять те или иные препараты, то есть иметь определенные договоренности с поставщиками».
Один из участников рынка ранее подробно объяснял, о чем идет речь. Он согласился общаться с редакцией только на условиях анонимности:
«Департамент здравоохранения укрупняет аукционы, и они становятся неподъемными для фирм среднего или мелкого звена. Объединяются несколько разных товарных единиц, поэтому непосредственно производители участвовать в этом не могут. Появляются фирмы-посредники, без которых невозможно это продать, потому что эти условия, скажем так, объявляются на рынке. За счет появления посредников цена, как минимум, не снижается, а в реальных условиях становится выше процентов на 10-20, а то и больше, в зависимости от наименования оборудования, изделия либо лекарств».
По подсчетам «Ведомостей», траты столичных властей на медпрепараты и оборудование сопоставимы с расходами Минздрава России на все регионы страны, вместе взятые.
При этом, несмотря на то, что в столице работают все крупнейшие федеральные игроки, по объему контрактов их опередили менее известные компании, которые редакция газеты условно объединила в одну группу. Когда-то эти компании создавались бывшими учредителями Европейского медицинского центра, московской клиники, известной еще и тем, что в ней до своего перехода на госслужбу главным врачом работал нынешний заместитель мэра по социальным вопросам Леонид Печатников.