16+
Четверг, 19 октября 2017
  • BRENT $ 58.20 / ₽ 3342
  • RTS1147.79
6 февраля 2017, 05:25 Стиль жизниКультура

Михаил Швыдкой: Захарову удалось не превратить юбилей «Ленкома» в свое чествование

Лента новостей

«Ленком» отметил 90-летие. Конечно, публика встретила Марка Захарова бурными аплодисментами, но режиссеру удалось направить русло праздника в воспоминания всей истории театра. По мнению художественного руководителя Московского театра мюзикла Михаила Швыдкого, без внимания никто не остался

Специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой.
Специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой. Фото: Артем Геодакян/ТАСС

90-летие «Ленкома»: режиссеру театра Марку Захарову удалось не превратить юбилей театра в чествование режиссера. Вся программа празднования была построена так, что зрители не сомневались, что театр существовал и до Захарова.

Отмечая 90-летие «Ленкома», Марк Захаров проявил завидную историческую мудрость. Естественно, когда он вошел в зал, публика устроила ему ожидаемую стоячую овацию, но вся программа юбилея была построена таким образом, чтобы у зрителей не возникло сомнений: Театр имени Ленинского комсомола существовал и до того, как его возглавил Марк Анатольевич.

Это подтверждали не только юные артисты, которые разыгрывали некий революционный шум, но и зрелые мастера, которые не преминули вспомнить историю этого театра, такою, какой она была на самом деле. Тон задал Александр Збруев, который проработал в «Ленкоме» 55 лет. Именно он начал марафон воспоминаний. Он постарался не забыть никого: от Ивана Николаевича Берсенева и Софьи Владимировны Гиацинтовой, которые вместе с Ростиславом Яновичем Пляттом, Серафимой Германовной Бирман и Аркадием Григорьевичем Вовси стояли у истоков Театра рабочей молодежи в конце 1920-х и в 1930-е годы, до Анатолия Васильевича Эфроса, который руководил этим театром счастливые три года во второй половине 1960-х. Именно тогда здесь были поставлены пьесы Эдварда Радзинского «104 страницы про любовь» и «Снимается кино», «В день свадьбы» Виктора Розова, булгаковский «Мольер», «Чайка» Чехова.

Это не умалило, но еще больше возвысило Марка Захарова, который точно знает, что красота истории состоит в ее полноте. Ее противоречивость и парадоксальность, ее взлеты и падения, трагические или фарсовые перипетии, непостижимые, порой, трансформации создают ее великое мистическое пространство, в который хочется погрузиться как в колодец глубины несказанной (позволю себе использовать это определение Томаса Манна).

В этом смысле 90-летие «Ленкома», которое начало череду юбилеев юбилейного революционного года, стало примером вполне объективного отношения к прошлому. И это лишь подчеркнуло значительность настоящего. В 2018 году исполнится 45 лет, как Марк Захаров руководит театром, где он поставил такие выдающиеся спектакли, как «Три девушки в голубом» Людмилы Петрушевской, «Юнону и Авось» Алексея Рыбникова и Андрея Вознесенского, «Поминальную молитву» Григория Горина и многие другие, в которых выросла и прославилась блистательная галерея актеров «Ленкома» — достаточно назвать Олега Янковского, Александра Абдулова или Николая Караченцова. Его постановки по-прежнему привлекают зрителей уже XXI века. И не в последнюю очередь потому, что он не забыл прошлого этого замечательного театра, история которого во многом совпала с историей нашей страны во всем ее причудливом трагизме и великолепии.

Рекомендуем:

  • Фотоистории