16+
Суббота, 14 декабря 2024
  • BRENT $ 74.35 / ₽ 7690
  • RTS756.93
7 февраля 2017, 11:28 Политика

Отношения России и США пройдут испытание Ираном. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Трамп ужесточает политику в отношении Ирана, в то время как Россию с этой страной связывает сотрудничество во многих сферах. Помешают ли разногласия в отношении Тегерана сближению Москвы и новой администрации Вашингтона?

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Президент США Дональд Трамп ввел против Ирана новые санкции после проведенных в конце января испытаний баллистических ракет. Также в своем интервью телеканалу Fox News он назвал эту страну «террористическим государством номер один». Газета The Wall Street Journal со ссылкой на источники в Белом доме пишет, что новая администрация постарается найти пути, чтобы разрушить военный и дипломатический союз Москвы и Тегерана. В Кремле заявили, что разногласия в отношении Ирана не должны мешать выстраиванию отношений между США и Россией, но как это окажется на практике — в комментарии Георгия Бовта.

Дональд Трамп в ходе предвыборной кампании обещал ужесточить политику в отношении Ирана и пересмотреть «ядерную сделку», заключенную при Бараке Обаме. Не прошло и трех недель с начала правления нового президента, как угрозы начали воплощаться в жизнь. Это ставит Москву перед непростым выбором, поскольку в качестве платы за улучшение отношений между США и Россией новая американская администрация может запросить у нее пересмотреть свои отношения с Тегераном.

Хотя пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков заявил, что разногласия с США в отношении Ирана не должны мешать выстраиванию отношений между двумя странами, на практике все может оказаться не так-то просто. Российско-иранские отношения уже были предметом довольно серьезных разногласий в переговорах Москвы и Вашингтона при прежних администрациях. России пришлось идти на определенные уступки, в частности, в военно-техническом сотрудничестве с Тегераном. Хотя и роль посредника России тоже вполне удалась: Москве принадлежит немалая заслуга в том, что «ядерная сделка» с Ираном вообще была заключена, поставив в практическую плоскость вопрос о постепенном снятии санкций. Оно уже началось, но теперь Белый дом включил задний ход.

Россию и Иран связывает многое. Их совместная позиция по Каспию препятствует его разделу на национальные сектора, что поставило бы российскую Каспийскую флотилию в крайне не удобную позицию. При условии снятия с Ирана санкций имеет хорошие перспективы военно-техническое сотрудничество. Также России хотелось бы достроить новую очередь АЭС в Бушере. Недавно был подписан меморандум об энергетическом сотрудничестве, в связи с чем ряд российских компаний уже приняли низкий старт. Москва приветствовала бы дальнейшее сближение Ирана с Шанхайской организацией сотрудничества.

В Сирии совместными усилиями двух стран также удалось добиться многого. Без военной и финансовой помощи Тегерана режим Башара Асада выглядел бы сейчас куда более бледно, а Москве, возможно, не удалось бы достичь тех успехов на сирийском направлении, которые сегодня превратили ее в очень влиятельного брокера в регионе и повысили ставки в диалоге с Западом. Стратегические цели Москвы и Тегерана в Сирии далеко не тождественны. Недавно, например, Иран в последний момент оказал сильное давление на Дамаск, чтобы пункт технического снабжения российских ВМС в Тартусе не получил статуса военно-морской базы.

Однако тактически двум партнерам в Сирии пока по пути, и если, скажем, сейчас Тегеран закусит удила по поводу американского участия в этом процессе, на чем мягко, но настойчиво настаивает Москва, то это девальвирует смысл дальнейшего российско-американского сближения на почве борьбы с исламизмом. Хуже того, на фоне робких ожиданий, что администрация Трампа смягчит, а то и вовсе отменит антироссийские санкции, эта администрация может ввести новые, например, против российских компаний, которые сотрудничают с Ираном. Если с прошлыми американскими администрациями российской дипломатии как-то удавалось сделать так, чтобы именно иранская проблематика их хотя бы сильно не испортила, а в некоторых случаях принесла бы еще и дивиденды Москве, то с командой Трампа будет иметь дело куда сложнее хотя бы по той причине, что он резче и импульсивнее в своих действиях.

Так что так называемые стилистические расхождения могут обернуться большим скандалом и разрывом там, где совсем не ждали. При этом и самой России вовсе не нужно, чтобы Иран обладал баллистическими ракетами. Политика меняется, а ракеты как раз остаются, и неизвестно, куда они могут быть нацелены в случае перемены политического курса.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию