Назад в 90-е. Тревожные сигналы от российского бизнеса
Лента новостей
По статистике Генпрокуратуры, более 200 жалоб, направленных предпринимателями Юрию Чайке, связаны с рейдерством. «К сожалению, это практика, которая возвращается из 1990-х годов в момент кризиса», — прокомментировал эти цифры вице-президент РСПП Игорь Юргенс
ОБНОВЛЕНО 19:02
Рейдерство стало самой частой причиной жалоб бизнесменов в Генпрокуратуру. «Прямая линия» с генпрокурором Юрием Чайкой работает с лета прошлого года. На нее поступило около полутысячи жалоб, более 200 из которых касались рейдерства.
Также бизнесмены жаловались на необоснованное уголовное преследование, нарушение порядка предоставления публичных услуг или порядка проведения проверок. Подробности Business FM рассказал официальный представитель Генеральной прокуратуры России Александр Куренной:
Александр Куренной официальный представитель Генеральной прокуратуры России «Это подведение статистики, которую мы ведем по количеству и характеристикам обращений от предпринимателей на прямую линию связи между бизнесменами и генеральным прокурором Юрием Чайкой. Всего за неполный год, сколько эта линия работает, поступило по тематике «защита бизнеса» 557 обращений в наш адрес, причем 202 из них, то есть большинство, если разбивать по категориям, это сообщения, которые касаются рейдерства и других незаконных действий в отношении какого-либо имущества хозяйствующих субъектов, то есть субъектов предпринимательства. Кроме этого, 143 раза бизнесмены жаловались на необоснованные уголовные преследования, на заключение под стражу тех, кто обвинялся в каких-либо преступления по так называемым экономическим статьям и на другие меры пресечения. 123 раза нам пожаловались на нарушение порядка предоставления публичных услуг, в том числе на размещение заказов для публичных нужд, что касается разнообразных тендеров. 60 обращений свидетельствуют о том, что есть определенные нарушения в порядке проведения проверок в отношении бизнесменов. Как мы знаем, иногда некоторые контролирующие и проверяющие органы этим тоже грешат. И еще 29 раз бизнесмены говорили о том, что необоснованно принимались меры административного принуждения в их адрес со стороны разнообразных госорганов. Если же говорить о разбивке по регионам, то лидирует в этом плане Центральный федеральный округ, но я не думаю, что здесь есть какая-то другая корреляция, кроме плотности населения — понятно, что основное количество бизнесменов у нас проживает в ЦФО. Также достаточно много обращений из Северо-Западного федерального округа, Южного федерального округа, а вот среди положительных лидеров можно назвать Сибирь, Дальний Восток и Северо-Кавказский федеральный округ».
Почему российский бизнес жалуется больше всего именно на рейдерство?
Игорь Юргенс президент Всероссийского союза страховщиков «Страна, несмотря на проворные отчеты о том, что мы преодолели кризис, в нем все-таки находится. Если она в нем находится, то инвестиционный ресурс сжимается, а те, у кого есть деньги, инвестируют плохо. Инвестиционный климат не самый лучший в этой ситуации, когда непонятно, каким курсом страна пойдет дальше. В связи с этим каждый хочет что-нибудь работающее прибрать к рукам. Используя административный ресурс, это у нас, к сожалению, сделать легко. По закону о полиции, по ряду других законов вы просто обращаетесь с соответствующим запросом, останавливаете деятельность компании месяцев на шесть, требуете тучу отчетных документов, при этом пока ничего не нарушаете, и в этот момент происходят некие действия, когда ваш бизнес через эти шесть месяцев переходит к другим людям или вас разоряют. Это, к сожалению, практика, которая возвращается из 1990-х годов в момент кризиса, и кризис эту практику обостряет, даже несмотря на то, что президент, премьер, ряд других высокопоставленных деятелей, включая силовиков, сказали: руки прочь от нашего бизнеса, свобода нашего бизнеса — это единственный правильный ответ на санкционный режим. Но, к сожалению, это все продолжается и продолжается, особенно в региональном аспекте».
О том, помогут ли бизнесменам жалобы в Генпрокуратуру, рассуждает председатель некоммерческого партнерства «Бизнес Солидарность» Яна Яковлева:
Яна Яковлева председатель некоммерческого партнерства «Бизнес Солидарность» «Чайка, наверное, направит вопросы своим подчиненным в регионах, а те ответят, что наши прокуроры действовали обоснованно, законно и закон нарушал предприниматель, он никакой не предприниматель, а мошенник, и так далее. Стандартная ситуация. А что нужно было бы делать? Наверное, надо было бы создавать какое-то независимое расследование. Я не говорю о том, что выделять полномочия прокуратуре, которая сейчас просто не может проводить независимое расследование, поскольку не имеет таких полномочий. Наверное, надо было бы создавать какой-то независимый расследовательский антикоррупционный орган, который распутывал бы эти связки в регионах между силовыми структурами, местными чиновниками, местными крупными предпринимателями, которые размещают подобные заказы на захваты предприятий. Эти клубки кто-то должен расследовать, но пока такого тренда не видится».
Как распознать рейдерскую атаку и отбиться от нее? Советами делится PR- и GR-эксперт в области индустриальных коммуникаций Алексей Агуреев, который ранее принимал активное участие в защите от рейдерских нападений:
Алексей Агуреев PR- и GR-эксперт в области индустриальных коммуникаций «Способы рейдерских атак бывают самые разные, от возбуждения надуманных уголовных дел до частичного или полного расшатывания коллектива, до самого откровенного мошенничества и шантажа. В моей практике был, к примеру, случай, когда на имя алкоголика была приобретена одна акция предприятия, а затем от него поступило заявление, что бухгалтер предприятия угрожал ему убийством, если он эту акцию не продаст. Хочу сказать, что бухгалтер была достаточно субтильная женщина, немножко за 50, и понятно, что она никому не угрожала. Тем не менее, уголовное дело был возбуждено. Слава богу, что потом было прекращено. Вот несколько советов: первое — я бы, честно говоря, рекомендовал, как можно раньше зафиксировать сам факт рейдерской атаки. По каким приметам можно прийти к выводу, что на вас идет рейдерское нападение? Во-первых, появление необъяснимых, негативных публикаций в прессе. Почему-то через прессу атакуют в первую очередь. Далее — участившиеся визиты контролирующих органов. Возможно, они ничего и не находят, но их становится слишком много. Не надо забывать о том, что внезапно появляются проблемы сразу по нескольким направлениям: и по линии налоговой, и по линии природоохраны, и по линии пожарных, к примеру. Как реагировать? Я бы рекомендовал немедленно провести аудит слабых мест — это дает вам возможность подготовиться. Особое внимание к тому, где находится реестр акционеров, удостовериться в том, что с этим документом все в порядке. Наверное, это один из самых главных приоритетов. Конечно, я бы рекомендовал активную работу с прессой: разъяснение ситуации, ответы на все самые каверзные вопросы. Ну и, конечно же, полный спектр обращений во все контролирующие органы. Эксперты говорят, якобы обращение в прокуратуру не приносит никакого результата. Это совершенно не так».
В Генпрокуратуре сообщили, что срок проведения проверки по сообщению составляет семь рабочих дней, но может продлеваться до месяца, а в исключительных случаях — до 60 дней. Согласно ведомственной статистике, с начала года по мотивам обращений Генпрокуратура внесла 13 представлений, из которых пока удовлетворены только два.