16+
Суббота, 14 декабря 2024
  • BRENT $ 74.35 / ₽ 7690
  • RTS756.93
1 марта 2017, 11:44 ПолитикаКонфликты
Актуальная тема: Украинский кризис

Донбасский ультиматум ударил по Ахметову?

Лента новостей

Главы ДНР и ЛНР пообещали, что предприятия в украинской юрисдикции на территории республик перейдут под внешнее управление, если до 1 марта Киев не снимет транспортную блокаду

Ринат Ахметов.
Ринат Ахметов. Фото: Константин Сазончик/ТАСС

Обновлено 14:36

Ультиматум истек, и власти самопровозглашенных ДНР и ЛНР ввели внешнее управление на украинских предприятиях, находящихся на территории республик. Такое сообщение опубликовало агентство «Интерфакс» со ссылкой на источники в руководстве непризнанных республик.

На днях главы ДНР и ЛНР Александр Захарченко и Игорь Плотницкий предупредили Киев: если до 1 марта транспортную блокаду Донбасса не снимут, все предприятия украинской юрисдикции, находящиеся на территории республик, перейдут под внешнее управление. Это больше всего ударяет по интересам Рината Ахметова.

Сейчас на территории ДНР работают Енакиевский металлургический завод и Харцизский трубный завод, входящие в группу Ахметова «Метинвест», а также Ясиноватский и Макеевский коксохимические заводы. На территории ЛНР действуют предприятие «Краснодонуголь» и Алчевский меткомбинат Ахметова.

Что будет представлять собой внешнее управление? Как это отразится на бизнесе Ахметова? Рассуждает бизнесмен Энрике Менендес, долгое время работавший в Донецке:

Энрике Менендес: Внешнее управление — фактически это не замена управления, которое обычно управляет предприятиями, а это как бы надстройка, которая будет курировать так называемый переход налоговых агентов, которые работали по украинскому законодательству, чтобы они платили налоги по законодательству ДНР. Но, честно говоря, очень сложно понять, как инструментально это будет сделано, поскольку доступа к расчетным счетам у властей ДНР, ЛНР быть не может. Ведь расчетные счета этих предприятий открыты в украинских банках. Крайне трудно представить, что они могут сделать, собственно, из Донецка. Они могут заблокировать работу предприятия, они могут сказать им открыть счета в банке ДНР, но как они будут физически вести эти финансовые расчеты, абсолютно непонятно. То есть идея властей ДНР и министра промышленности Алексея Грановского — об этом говорилось в недавнем комментарии, что эти предприятия просто обяжут открыть еще одного контрагента, который будет зарегистрирован на территории ДНР. То есть открыть еще одно юридическое лицо и еще один расчетный счет только в банке ДНР и, собственно, в этом заключается вся идея. Но как это будет работать на экспортные рынки, как эти предприятия смогут заключать договора со своими клиентами, которые находятся в разных странах мира, а ДНР не является признанным государством, это большая загадка.
Если сейчас, условно говоря, это внешнее управление будет выражаться в том, что у предприятий их работа будет заблокирована, дальше что, людей уволят?
Энрике Менендес: В том-то и фишка, что эти предприятия на данный момент, то есть до введения внешнего управления, уже остановлены. А инициатива Захарченко, она как раз и связана с тем, что раз владельцы остановили предприятия — мы их заберем и сами перезапустим. Но, если говорить конкретно про Ахметова, то его предприятия остановлены с полным сохранением рабочих мест.
Стоит ли волноваться Ахметову все-таки? Он переживает?
Энрике Менендес: Я уверен, что да. И СКМ, и «Метинвест» — ведь это не только металлургические предприятия, но и энергетические. Донбасс — это промышленный кластерный регион. Вот этот уголь, который добывается на шахтах Ахметова в Луганской и в Донецкой областях, угле-антрацитовой группы, которая используется в энергетике, то есть уголь, который везется на тепловые электростанции и коксующиеся угли на «Краснодонугле», которые используются в металлургии, добывается на неподконтрольной части. Потом он должен по железной дороге попасть на подконтрольную часть. Он попадает либо на электростанции, либо он попадает на Авдеевский коксохим, где обогащается. Авдеевский коксохим находится мало того, что на линии фронта, он на подконтрольной территории. Там этот уголь превращается в кокс и снова оттуда везется на неподконтрольную территорию на Енакиевский металлургический, где при помощи этого угля выплавляется металл. Туда же сырье попадает с украинской территории из блоков, которые находятся в Днепропетровской и Полтавской областях. А потом готовая продукция снова пересекает линию фронта и едет в Мариуполь, чтобы отгрузиться. То есть представьте: для того, чтобы весь комплекс работал, минимум два раза составы должны пересечь линию фронта. Мало того, что все это страдает от войны, так еще и страдает от этих вещей, связанных с разрешительной системой. И, конечно, Ахметов теряет, потому что в условиях войны и так его бизнес сжался примерно в три раза. В этих условиях он страдает едва ли не больше всех.

Действия властей ДНР и ЛНР в какой-то степени можно понять — заявил пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков, отвечая на вопросы журналистов.

— Можно услышать ваше видение по поводу будущего отдельных частей Донецкой и Луганской области после национализации или отжима предприятий и последующей остановки их? Как вы думаете, что будет дальше?

— Я не думаю, что слово «отжим» здесь применимо и не думаю, что это было бы корректно называть это отжимом. В принципе, мы являемся свидетелями того, что отторгнутые своим государством области попадают еще в более тяжелое положение, будучи поставлены в условия полной блокады со стороны экстремистских элементов. Поэтому, конечно, в какой-то степени можно понять те действия, которые предпринимаются руководством вот этих регионов, которые, еще раз повторяю, отторгнуты своим государством. Речь идет о жизни нескольких миллионов людей. Поэтому, безусловно, людям надо выживать. Что касается самих предприятий, судьбы и так далее, понимаете, эти предприятия не имеют никакого отношения к России.

— Дмитрий Сергеевич, они заявляют о том, что переориентируют их на Россию. Когда уже взаимная блокада объявлена и действует, рынок российский будет открыт?

— Этого я вам сейчас не могу сказать, я не располагаю такой информацией.

— Сегодня вышло заявление гуманитарного штаба Рината Ахметова, это крупнейшая организация, которая доставляет помощь в Донбасс. И они говорят о том, что военнослужащие ДНР фактически лишили их доступа к пунктам выдачи, к инвентарю, помещениям, и таким образом работа их парализована. Они призывают все заинтересованные стороны повлиять на руководство ДНР и ЛНР, помочь наладить гуманитарную ситуацию. Слышали вы об этом?

— Мы слышали об этом, и мы также призываем все стороны предпринять все возможные действия для разблокирования ситуации, для снижения напряженности на линии соприкосновения. Эта позиция, которой Россия придерживается достаточно последовательно.

— Простите, вы имеете в виду — разблокировать штаб Ахметова или в целом?

— Нет, в целом разблокировать: нужно разблокировать и поставки, которые осуществлялись, и штаб Ахметова, но это все абсолютно взаимосвязано. И в данном случае, еще раз повторяю, безусловно, российская сторона имеет определенное влияние на представителей Донбасса, но она ими не руководит. И руководители этих районов принимают такие решения, которые они считают целесообразными для обеспечения жизни в этих регионах после того, как они поставлены в такое положение.

— Получается, что в данном случае в заложниках оказались люди, которые получают продуктовые наборы.

— Здесь, безусловно, можно только выразить сожаление.

— Вы много говорили о положении людей, но по факту ни уголь, ни металл есть нельзя.

— Совершенно правильно, можно есть продукты, которые приобретаются за деньги, которые зарабатываются путем реализации этих товаров, которые невозможно реализовывать после того, как было введено эмбарго.

Подробности того, как происходит введение внешнего управления, власти республик пока не разъяснили. Вот что заявил Business FM пресс-секретарь Министерства угля и энергетики ДНР Виталий Коноплев: «Сейчас только, грубо говоря, документы есть по приведению временной администрации, внешней администрации на предприятия, которые не перерегистрировались. Как раз идет проверка, кто за вчерашний день успел провести перерегистрацию и так далее. По поводу тех предприятий, которые работают в нашей сфере, то есть энергетика и уголь, все предприятия находятся в рабочем состоянии. Часть из них приостановлена — это Енакиевский металлургический завод. К угольной промышленности никакого отношения».

1 марта Кабмин Украины утвердил порядок перемещения товаров через линию разграничения. В правительстве подчеркнули, что речь идет «не о торговле, а о перемещении товаров». Порядок разрешает перемещение продуктов питания и лекарств только в составе гуманитарных грузов, а также продукции, которая критически необходима в металлургической и энергетической сферах Украины. Похоже ли это на попытку разрешить конфликт с инициаторами блокады? К чему она приведет?

Александр Кава глава киевского Центра политического и экономического анализа «Я думаю, что это не сработает, поскольку участники блокады, скорее, ориентируются на то, чтобы стимулировать проведение досрочных выборов в Украине. То есть они будут отвергать любые конструктивные предложения от украинской власти, которые идут и будут просто накалять ситуацию. Тем более очевидно, что за этой блокадой имеется рука Игоря Коломойского, который, вероятно, хочет взять реванш за ситуацию со своим банком «Приват», который был национализирован несколько месяцев назад».

Экспроприация активов «Метинвеста» на территории ДНР и ЛНР не окажет негативного влияния на реструктуризацию долга холдинга, говорится в сообщении «Метинвеста» на сайте Ирландской фондовой биржи. По данным компании, совокупный убыток контролируемых «Метинвестом» активов, находящихся в ДНР и ЛНР, в 2014-2016 годах составил около 214 млн долларов. Группа добавляет, что ее активы в ДНР и ЛНР были убыточными в каждом из трех предыдущих лет.

По данным Bloomberg, за последний месяц состояние Ахметова сократилось на 1 млрд долларов.Еще в конце января оно оценивалось в 4,65 млрд долларов, а в конце февраля уже в 3,65 млрд. В 2013 году его состояние было больше в несколько раз — оно превышало 20 млрд долларов.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию