16+
Четверг, 24 мая 2018
  • BRENT $ 79.54 / ₽ 4878
  • RTS1174.71
10 марта 2017, 02:14 Общество

Борьба за наследие Рерихов: в изъятии картин центра мог быть заинтересован музей Востока

Лента новостей

В Минкультуры уверяют, что следственные действия связаны исключительно с делом бывшего главы «Мастер-банка». Однако в самом центре Рерихов утверждают другое. В чем кроется настоящая причина обысков?

На территории общественного центра-музея имени Н. К. Рериха.
На территории общественного центра-музея имени Н. К. Рериха. Фото: Александр Щербак/ТАСС

«Это вооруженный захват музея». Центр Рерихов считает, что Минкультуры и государственный музей Востока пытаются захватить его здание и фонды. Во вторник правоохранительные органы провели обыски. И изъяли, как утверждают в центре, около двухсот картин, каждая стоимостью в миллионы долларов.

Министр культуры Мединский уверяет, что обыски в центре Рерихов связаны исключительно с делом Булочника, бывшего главы «Мастер-банка». Установлена тесная связь центра Рерихов с этим человеком, отметил Мединский. Связь действительно тесная: Булочник был главным спонсором музея. Как описывал Forbes, в кабинете главы «Мастер-банка» даже днем горела свеча, а рядом стояла фотография Елены Рерих, написавшей серию книг «Живой этики», или «Агни-йоги». Логотип «Мастер-банка» был похож на триединство — атрибут «Живой этики», и слово «мастер» в названии тоже неспроста — так рериховцы называют основателя учения. По данным Forbes, банкир ежегодно тратил по 150 млн рублей на Международный центр Рериха и подарил музею более 300 экспонатов. Против беглого банкира возбуждено дело о мошенничестве, но к самому музею претензий нет, утверждает первый замгендиректора центра Павел Журавихин и возмущается — тогда почему изъяли картины?

Павел Журавихин первый замгендиректора Международного центра Рерихов «Их увезли в музей Востока, который уже давно ведет действия по выселению нас. Когда я разговаривал с одним следователем, я его спросил: «Теперь эти картины, которые собирались 25 лет коллективом музея, будут распроданы?» Мне было заявлено: «Да, скорее всего, будут распроданы с аукциона». Мы, конечно, будем оспаривать все эти действия, там была масса нарушений. Ведь они не просто забрали картины, когда возникли претензии к Борису Булочнику с 2010 по 2013 годы, они же забрали картины, которые приобретались в 2002 году и не только им, а членами его семьи, когда никаких претензий к «Мастер-банку» вообще не было. Говорят, надо возвращать деньги вкладчикам. Никаких претензий к музею у правоохранительных органов нет, но мы знаем: то, что произошло, идет в рамках судебных исков музея Востока и министерства культуры по выселению нашей организации».

Центр расположен в старинной усадьбе Лопухиных, недалеко от Храма Христа Спасителя. Правда ли, что музей Востока покушается на это здание, ответил замдиректора Государственного музея Востока Тигран Мкртычев:

Тигран Мкртычев замдиректора Государственного музея Востока «Это здание принадлежит государству. Год назад усадьба Лопухиных была передана в оперативное управление Государственного музея Востока. Покушаемся мы на них или не покушаемся, это сказать сложно, потому что мы заинтересованы в создании государственного музея семьи Рерихов в усадьбе Лопухиных. Мне кажется, что Международный центр Рерихов за последние лет 10 сделал максимум для того, чтобы имя замечательного художника и общественного деятеля Николая Константиновича Рериха превратилось в жупел, в такой маркер мистицизма и всего прочего».

Борьба между двумя музеями — государственным и общественным — тянется еще с 1990-х годов. Тогда часть наследия Рерихов попала в музей Востока на временное хранение, но потом была объявлена государственной собственностью, рассказывает журналист, замдиректора «Новой газеты» Валерий Ширяев. А общественный музей потребовал отдать им эти экспонаты, ссылаясь на завещание самого Рериха.

Валерий Ширяев замдиректора «Новой газеты» «Из-за этого все и началось. Государство начало бороться с частным музеем. Члены семьи Рерихов ни одного дня не были советскими гражданами. Это абсолютно русские патриоты царской закалки, которые никогда нашему государству не доверяли. Фактически, все их картины, которые в Советский Союз попадали, они разворовывались и присваивались. Рерих, когда писал завещание, настоял на том, что передает только общественной организации. Только. Он даже слово «государство» слышать не хотел».

В Минкульте думают по-другому. Заместитель Мединского, Владимир Аристархов в разговоре с РБК сказал, ссылаясь на решение Верховного суда, что «в музее находится без законных оснований большое количество полотен Рериха, которые он завещал России, но не музею». Кстати, на обысках, которые проводились демонстративно, с выбиванием дверей кувалдой, присутствовали и сотрудники Минкульта.

Рекомендуем:

  • Фотоистории