16+
Суббота, 27 апреля 2024
  • BRENT $ 89.33 / ₽ 8219
  • RTS1186.79
29 марта 2017, 14:16 Общество

Почему Мизулина против замены «уроков патриотизма» на «уроки по борьбе с коррупцией»

Лента новостей

Сенатор заявила, что в глазах детей Россия уже выглядит суперкоррупционной страной. Но есть ли вообще смысл вводить в школах дополнительные занятия как антикоррупционного, так и патриотического характера?

Заместитель председателя комитета Совета Федерации РФ по конституционному законодательству Елена Мизулина.
Заместитель председателя комитета Совета Федерации РФ по конституционному законодательству Елена Мизулина. Фото: Александр Щербак/ТАСС

Обновлено 19:04

Уроки по борьбе с коррупцией в рамках программы «Патриотическое воспитание» вызвали в Совете Федерации жаркие споры. Категорически против «антикоррупционных уроков» на пленарном заседании высказалась Елена Мизулина. По ее словам, такие занятия уже начали проводить в школах Санкт-Петербурга, и на рисунках детей Россия выглядит суперкоррупционной страной.

Не согласна с такой позицией сенатор Людмила Нарусова. Она считает, что патриотизм — это не глянцевая картинка. В свою очередь, спикер верхней палаты Валентина Матвиенко заявила: в любом случае нельзя делать вид, что ничего не происходит.

Мизулина: В рамках программы «Патриотическое воспитание граждан» на 2016-2020 года в ряде школ имею информацию о школах Санкт-Петербурга: уроки патриотизма начали заменяться уроками борьбы с коррупцией, причем с первого по 11 класс. Детям предлагают рисовать картинки, предлагают информацию, например, такого свойства, где страны расположены в иерархическом порядке по уровню коррупции, и Россия оказывается далеко-далеко внизу, рядом с Узбекистаном. Может быть, Валентина Ивановна, имеет смысл дать поручение профильному комитету посмотреть, откуда идет такого рода предложение? Потому что патриотизм — это одно, а борьба с коррупцией и навязывание ее в разных школах — это очень опасная тенденция.

Матвиенко: Может быть, мы поручим комитету по образованию рассмотреть информацию, откуда это происходит, если это имеет уже такое широкое распространение?

Нарусова: Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые коллеги, если школьники вместе с учителями хотят гордиться своей некоррумпированной страной, то почему это не патриотично? Стоять, когда Россия в рейтинге коррупции стоит где-то за африканскими странами — это как раз не патриотично. А пытаться определить, почему Россия в таком положении, это и есть патриотизм. Родину можно любить не только глянцевой картинкой.

Матвиенко: Спасибо, Людмила Борисовна. Насколько я правильно поняла Елену Борисовну Мизулину, она не против того, чтобы в школах говорили о борьбе с коррупцией, просвещали детей — это обязательно надо делать. Просто она сказала, что уроки патриотизма подменяют этой темой. Поэтому я попросила комитет внимательно посмотреть, это не означает, что не надо заниматься в школах просветительством по борьбе с коррупцией. Что касается ваших предложений, я соглашусь: нельзя делать вид, что ничего не происходит, прятать голову под крыло. У нас при Совете Федерации работает совет по взаимодействию с институтами гражданского общества. Очевидно, этого недостаточно, поддерживаю предложение дать поручение подготовить предложения по созданию более широких площадок диалога с разными слоями общества, посмотреть, проанализировать.

Не видит смысла вводить дополнительные занятия как антикоррупционного, так и патриотического характера директор Центра образования № 548 Ефим Рачевский.

Ефим Рачевский директор Центра образования № 548 «Я, вообще-то, и те, и другие заменил бы на качественный урок математики, физики или русской литературы. Где они взяли уроки патриотического воспитания, я не знаю, потому что в учебном плане такого нет. Если в школе очень дурно ведется русская литература или физкультура, или математика, значит, этим самым школа наносит урон патриотическому воспитанию. А если хорошо ведется, то наоборот, дети становятся патриотами своей школы, своего города и своей страны. А что касается борьбы с коррупцией, если по одному часу в неделю, это получается 34 урока в год. Для этого достаточно 40 минут в год, а не 34 уроков в год. Может быть, эта школа и будет как раз школой, продуцирующей специалистов высочайшего класса, и тогда они будут бороться с коррупцией. Бороться с коррупцией — это очень патриотично, это не менее патриотично, чем отстаивать границы, ибо ничто так не наносит ущерб национальному благосостоянию, как коррупция. Ну хорошо, пусть попробуют так. Дай бог, если они смогут сделать такую экономическую и правовую конструкцию, которая будет мощной прививкой от коррупции, тогда эта школа будет очень хорошей».

Как выяснилось, программа антикоррупционного образования реализуется в северной столице уже несколько лет. Петербургский комитет по образованию спускает учителям директиву —сформировать у учеников антикоррупционное мировоззрение. Проведением таких занятий активно занимается эксперт Регионального антикоррупционного центра в Санкт-Петербурге «Трансперенси Интернешнл — Россия» Алена Вандышева. Вот что она рассказала Business FM:

— В месяц я в две-три школы хожу, и уже, наверное, в 50% районов Санкт-Петербурга мы такие уроки проводили.

— А это идет как классный час или все-таки обязательная программа?

— Нет, это с опорой на национальный план противодействия коррупции. Разрабатываются региональные планы, и есть ответственные за это комитеты. У нас комитет по образованию Санкт-Петербурга тоже готовит региональные планы и назначает ответственных в район. Чаще всего это встраивается в занятие по обществознанию или по истории. С начальной школой мы не работаем. У нас только сейчас есть такая задача, продумать формат. Но мы работаем с 8, 9, 10, 11 классами.

— Какая программа?

— Зависит от ситуации. В «Трансперенси интернешнл» есть специальная программа антикоррупционного образования для школьников. Чаще всего мы проводим какую-то небольшую, обзорную лекцию, где рассказываем о том, как вообще коррупция определяется и в каких формах она может проявляться. После этого обсуждаем обязательно последствия, а дальше я даю какое-то задание, чтобы было понимание, как это вообще работает в реальности. Например, развито молодежное предпринимательство, поэтому у ребят востребованы такие знания. Как им вести себя, например, если вымогают взятку. Или как вести себя, если тендер организован явно под конкретного заказчика. Мы обсуждаем, куда обращаться, как составить такое обращение, то есть это достаточно практико-ориентированные занятия. Сейчас мы уже готовим методическое пособие для учителей, где будет обобщен весь опыт, в том числе и международный антикоррупционного образования, но пока отдельного учебника никакого нет.

Однако в школе № 547 Санкт-Петербурга положение о противодействии коррупции было принято еще 1 сентября 2014 года. Этот документ вывешен на официальном сайте образовательного учреждения. Также предлагается позвонить на специальную линию «Нет коррупции».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию