16+
Пятница, 20 апреля 2018
  • BRENT $ 73.60 / ₽ 4482
  • RTS1153.59
30 марта 2017, 17:35 Общество

Возвращение «трудов»: «Мы предлагаем, чтобы мальчики умели держать молоток, а девочки — стоять у плиты»

Лента новостей

Труд сделает из школьника человека. Так, по крайней мере, считают в Совете Федерации и предлагают Госдуме ввести в закон понятие «трудовое воспитание»

Фото: Владимир Смирнов/ТАСС

Сенаторы решили вернуть в школы трудовое воспитание. Соответствующий законопроект уже внесен в Госдуму. Что конкретно имеется в виду под «трудовым воспитанием», из документа понять сложно. «Процесс организации и стимулирования трудовой деятельности обучающихся, который направлен на приобретение обучающимися навыков и формирование компетенции», — написано в законопроекте.

В действующем сейчас законе понятие «трудовое воспитание» вообще отсутствует. За разъяснением Business FM обратилась к одному из инициаторов закона, зампредседателя комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Виктору Крессу.

Виктор Кресс зампредседателя комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре «Мы просто предлагаем вернуть в школы все то, на чем воспитывались мы, потому что в последнем законе об образовании, который был принят в декабре 2012 года, все это размыто, и отсюда сегодня проблема в школе, образно говоря, даже ребенка заставить с доски стереть, не говоря уже о чем-то большем. Поэтому мы предлагаем, чтобы мальчики умели держать в руках молоток, чтобы могли забить гвоздь, чтобы девочки могли стоять у плиты, чтобы в сельской школе не было проблем с содержанием приусадебных участков, чтобы они могли выращивать овощи, картофель для себя, чтобы удешевить обеды. Все это размыто, они там называются по-другому, их учат поделкам, которые тоже не лишние, но они оторваны от жизни».

Как рассказывает Елена, сын которой учится в пятом классе, на уроках технологии в их школе мальчики занимаются шитьем. Она считает, что это неправильно, и согласна с тем, что надо что-то менять.

Елена «В нашей школе мальчики занимаются, на мой взгляд, женской работой, еще не познав мужскую, — шитьем, приготовлением каких-то блюд. Несомненно, это важный навык, он нужен и мальчикам, и девочкам, но все-таки дети сидят все вместе, мальчики и девочки, и делают одну женскую работу. На примере своего ребенка вижу, что это вызывает в нем, во-первых, антипатию к этому труду, некий гнев и какое-то в возрастном понимании неверное решение, что мальчики сейчас не получают мужского навыка. На мой взгляд, это абсолютно неверно. Если отменили, тогда замените чем-то другим, но все-таки в тематике развития мальчиков. Я полностью за то, чтобы сначала учили мальчиков их работе, девочек — их работе, а потом уже можно объединять. Почему нет? И девочка может гвоздь забить, это неплохой навык».

Идея была изначально правильной, просто ныне существующий вместо труда предмет «технология» надо по-другому наполнять, считает учитель, сопредседатель Межрегионального независимого профсоюза работников образования «Учитель» Андрей Демидов.

Андрей Демидов учитель, сопредседатель Межрегионального независимого профсоюза работников образования «Учитель» «Войти в одну реку дважды не получится, и восстановить именно в том виде, в котором уроки труда существовали в советское время, невозможно. В сущности «технология» шире, чем те уроки труда, которые мы привыкли вспоминать, потому что изменилась жизнь, теперь в «технологию» могут быть включены такие виды деятельности, которых 30 лет назад просто не было, например, создание каких-то презентаций или иных продуктов с помощью компьютерной техники. Я знаю, что в некоторых школах в рамках «технологии» изучаются и основы дизайнерского мастерства. Поэтому вернуться, ограничить искусственно рамки этой предметной области «технология» только каким-то ручным трудом, я уверен, не получится, во-первых. Во-вторых, я уверен, что это и не нужно делать. По-моему, нужно дать возможность на практике попробовать какие-то умения, может быть, основы профессии, которые достаточно востребованы. Что касается ручного труда, я думаю, что эти занятия тоже должны занять какое-то место в рамках учебного плана. Я хочу сказать, что они там присутствуют, но зачастую нет просто материальной базы, а недофинансирование системы образования приводит к тому, что школам приходится выкручиваться, чтобы и программа выполнялась формально, и обойтись той куцей финансовой базой, которая существует».

Ранее Минобрнауки выступило против внесения понятия «трудовое воспитание» в закон «Об образовании». Депутаты не согласились с позицией ведомства, поскольку без этого понятия в законе надзорные органы штрафуют школы за использование детского труда. Вернуть трудовое воспитание в школы неоднократно призывала глава Минобрнауки Ольга Васильева.

Рекомендуем:

  • Фотоистории