16+
Суббота, 20 апреля 2024
  • BRENT $ 87.39 / ₽ 8166
  • RTS1173.68
11 апреля 2017, 06:01 Право

Арест из-за профессии. Задержанные на митингах оппозиции журналисты ждут суда

Лента новостей

Большинство из сотрудников СМИ отпустили, но некоторых присудили к штрафу и аресту. Корреспонденту «Открытых медиа» Софико Арифджановой грозит 15 суток фактически за то, что она выполняла задание редакции

Россия. Москва. 26 марта 2017. Задержание фотографа информационного агентства Russmediapress во время несанкционированной акции оппозиции против коррупции на Пушкинской площади.
Россия. Москва. 26 марта 2017. Задержание фотографа информационного агентства Russmediapress во время несанкционированной акции оппозиции против коррупции на Пушкинской площади. Фото: Дмитрий Серебряков/ТАСС

На настоящий момент известно о 17 журналистах, задержанных в разных городах России 26 марта, когда прошли несанкционированные массовые акции протеста против коррупции во власти. В тот день счет «пассажиров» автозаков шел на сотни. Были среди них и те, кто находился на митинге по заданию редакции, а значит, выполнял свой профессиональный долг. Большинство из них затем отпустили без протокола. Такое задержание — тоже нарушение закона. Но в некоторых случаях преследование было продолжено и завершилось судами, последний из которых проходит на этой неделе.

Из 17 задержанных журналистов на пятерых составили протоколы о нарушениях, два из которых затем порвали. В частности, после звонка из МИД был уничтожен протокол задержания корреспондента The Guardian Алека Луна. В трех случаях дело даже дошло до суда. Фотограф РИА «Воронеж» Роман Демьяненко после двух дней в московском отделении полиции был оштрафован на 500 рублей. Журналист саратовского агентства «Свободные новости» Александр Никишин получил четверо суток ареста. Последнее известное дело — корреспондентки «Открытых медиа» Софико Арифджановой. Ей за «участие в несанкционированном митинге» грозит до 15 суток ареста.

Софико Арифджанова корреспондент «Открытых медиа» «26 марта я поехала на Тверскую улицу по редакционному заданию освещать, что там будет, собственно, происходить. В какой-то момент я стою на улице, а возле меня начинают полицейские выхватывать людей. Начинаю писать сообщения в редакцию о том, что начались точечные задержания. Тут я поднимаю глаза и понимаю, что ко мне идет полицейский. Меня хватают. Я пытаюсь им объяснить, что я журналист, почему вы меня задерживаете? На помощь ему пришли другие полицейские. В итоге меня за руки, за ноги занесли в автозак. Непосредственно в автозаке я продолжала говорить, что я журналист: «Пожалуйста, вот мое удостоверение, вот мое редакционное задание». На меня реакции было ноль».

После того, как на суд над коллегой аккредитовалось значительное число журналистов, судья Денис Иванов заявил, что заседание будет закрытым. Защита настояла на том, что оснований для этого нет.

Когда заседание по делу Софико Арифджановой началось на два часа позже намеченного, оказалось, что в большом зале всего два свободных места. Поэтому все равно ни пресса, ни друзья журналистки попасть на формально открытый процесс не смогли. Но все же главное, что суд взял показания свидетелей, которые видели, как Софико схватили на углу недалеко от ресторана McDonald’s и поволокли в автозак. Хотелось бы, чтобы он также взял показания и у полицейских, которые составили рапорты о задержании, в которых написано совсем другое, говорит защитник Софико Арифджановой Валентин Карелин.

Валентин Карелин адвокат Софико Арифджановой «Рапорты написаны хотя и от руки, но под копирку. Они тождественны. До такой степени, что часть выражений говорит про некоего мужчину. Как будто она — мужчина. Ну, это понятно, потому что с одной заготовки они написаны. И помарки одинаковые. Видно, что люди переписывали с одного листа, и пояснение того, кто им дал исходный одинаковый абсолютно материал, и как они именно составляли рапорты, при том, что в задержании участвовали не они, мог бы прояснить их вызов и допрос в качестве свидетелей в суде».

В России существует прекрасно прописанные «Закон о СМИ» и «Закон о полиции». Это не говоря даже про 29 статью Конституции. Но российские полицейские в массе своей очень слабо понимают, какова роль прессы в обществе, и в чем специфика обязанностей и прав журналистов, говорит председатель Фонда защиты гласности Алексей Симонов.

Алексей Симонов председатель Фонда защиты гласности «Никто и никогда не учил полицейских, как надо правильно общаться со СМИ. Это в их образовании большое пустое место, ничем не занятое. У них главное, чтобы было выполнено указание начальника, при этом кто присутствует, что он при этом делает — является ли он нарушителем или свидетелем нарушений — это никого из них не интересует».

Союз журналистов России, международные организации выступили с осуждением неправомерных задержаний журналистов, выполняющих свой профессиональный долг. Журналисты Санкт-Петербурга отправили прокурору города Сергею Литвиненко коллективное письмо с требованием разобраться в нарушении закона полицией. Схожая инициатива есть и в Карелии, где сотрудник издания «Черника» был избит полицейским. Пока по всем этим заявлениям идет проверка. А вот следующий суд над Софико Арифджановой назначен на четверг, 13 апреля.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию