16+
Пятница, 26 апреля 2024
  • BRENT $ 89.22 / ₽ 8220
  • RTS1178.69
8 августа 2017, 10:33 Политика

Дело Улюкаева как очередной триумф Сечина? Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Начался судебный процесс по делу экс-министра экономического развития, которого обвиняют в получении взятки от «Роснефти». Насколько ощутима роль политики в этом разбирательстве?

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

В Замоскворецком суде Москвы начался процесс по делу бывшего министра экономического развития России Алексея Улюкаева. Он обвиняется в получении взятки в размере 2 млн долларов от компании «Роснефть» за то, что возглавляемое им министерство дало положительную оценку, позволившую компании приобрести госпакет акций «Башнефти». При этом законность самой сделки не оспаривается.

Улюкаев был задержан с поличным осенью прошлого года. Ему грозит до 15 лет лишения свободы. Чего ждать от процесса? Об этом в комментарии Георгия Бовта.

8 августа начинаются всего лишь предварительные слушания. Они пройдут в закрытом режиме. Буду решаться вопросы о продлении меры пресечения обвиняемому, исключении из дела доказательств или, напротив, включении в дело новых важных фактов. Может быть определен список свидетелей, которых допросят в ходе слушания уже по существу. Также будет определено, в каком режиме будут проходить слушания — в открытом или закрытом.

В связи с «делом Улюкаева» стоит обратить внимание на несколько любопытных обстоятельств. Во-первых, стремительная скорость, с которой оно добралось до суда — менее чем за год, причем Улюкаев успел ознакомиться с 30-ю томами дела.

Во-вторых, в деле косвенно фигурирует один из самых влиятельных людей в российской экономике и тем самым — в политике — глава «Роснефти» Игорь Сечин. Якобы именно по его звонку Улюкаев лично приехал в «Роснефть», где почти сразу же был пойман с двумя «кейсами» наличных долларов.

Примечательно еще и то, что параллельно в Башкирии сейчас проходит другой, не менее громкий процесс: рассматривается арбитражный иск «Роснефти» против АФК «Система». Первая требует взыскать с группы компаний некогда влиятельного олигарха Владимира Евтушенкова 170 млрд рублей за то, что «Система» якобы неправильно управляла все той же «Башнефтью», чем нанесла ее новым хозяевам убыток.

Прогнозируемый пока полный триумф Игоря Сечина в обоих процессах, причем его ведь считают косвенным интересантом в «деле Улюкаева» тоже, вознесет его в рейтинге влияния в правящей номенклатуре на еще большую высоту, сравнимую разве что с уровнем «теневого премьер-министра». В этой связи, наверное, уместен риторический вопрос: поверит ли хоть кто-нибудь из посвященной публики в то, что и данный процесс, и дело «Роснефти» против «Системы» лишены всякой примеси большой политики?

Ранее, в свою очередь, защита Улюкаева намекала, что упомянутые 2 млн долларов предназначались для неформального премирования сотрудников Минэкономразвития зa оперативную подготовку нужных бумаг для покупки «Роснефтью» «Башнефти», согласно неписанной, но распространенной практике. Надо было успеть до конца года в интересах проведения определенных платежей в бюджет.

Сам же вопрос о покупке был фактически решен после ряда вполне однозначных заявлений президента Владимира Путина, которые нельзя было в контексте сложившихся российских традиций воспринять иначе, как одобрение данной сделки. Противостоять воле президента, вымогая взятку, Улюкаев мог, разве что утратив всякую бдительность и осторожность. Либо мы чего-то не знаем.

И вряд ли узнаем. Что-то подсказывает, что весь процесс пройдет в тaком же закрытом режиме, как и предварительные слушания. И дело вовсе не в том, что впервые на скамье подсудимых в современной истории России оказался федеральный министр, не в том, что в свидетели могут вызвать самого Игоря Ивановича по прозвищу Настоящий. В это почему-то не верится. Прецедента допроса столь высокопоставленных свидетелей у нас еще не было.

Главным образом процесс могут закрыть от широкой публики, чтобы общественность не получила возможность заглянуть в такие дебри российской закулисной политической и экономической практики, в которые ей лучше не заглядывать. Ибо это будет шок и потрясение устоев.

Ну и то, что дело дошло до суда с такой небывалой для экономических дел подобного масштаба скоростью, косвенно может свидетельствовать о том, что судьба Улюкаева, включая приговор, уже предрешена. На суде, тем более закрытом, он вряд ли станет сыпать своими познаниями о российском политическом и экономическом закулисье. В обмен на это ему, не исключено, что-то обещано. Что именно — мы скоро узнаем. Так или иначе, широкой публике результаты данного процесса будут поданы как пример успешной борьбы с высокопоставленной коррупцией, и какая-то часть публики в это даже поверит.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию