16+
Понедельник, 18 декабря 2017
  • BRENT $ 63.37 / ₽ 3726
  • RTS1148.27
15 августа 2017, 04:07 ПолитикаКонфликты

Мощная ракетная техника Северной Кореи — контрабанда из Украины?

Лента новостей

Ядерная программа КНДР — следы ведут на Украину. Об этом свидетельствует исследование Международного института стратегических исследований (IISS). Но российские эксперты сомневаются в правильности его выводов

Парад в 105-ю годовщину со дня рождения Ким Ир Сена в Пхеньяне.
Парад в 105-ю годовщину со дня рождения Ким Ир Сена в Пхеньяне. Фото: Zhu Longchuan/Zuma\TASS

В Лондоне заявили об «украинском следе» в развитии ядерной программы КНДР. Британский аналитический центр и источники американских СМИ связали успехи Пхеньяна в создании межконтинентальных ракет с украинским предприятием. По данным эксперта лондонского Международного института стратегических исследований, Ким Чен Ыну удалось заполучить через черный рынок технологии и ракетные двигатели с завода «Южмаш».

Шум поднялся из-за статьи в The New York Times, в основе которой оказалось исследование лондонского Международного института стратегических исследований (IISS) и его специалиста по ракетным технологиям Майкла Эллемана, который обнаружил поразительное внешнее сходство двигателей корейских ракет Hwasong-12 и Hwasong-14 с российскими двигателями РД-250. А уже в публикации The New York Times делается предположение, что двигатели могли быть куплены КНДР на черном рынке у украинского «Южмаша», что, с точки зрения главного научного сотрудника Института мировой экономики и международных отношений РАН, генерал-майора в отставке Владимира Дворкина, выглядит абсолютно фантастическим предположением:

Владимир Дворкин главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН, генерал-майор в отставке «Трудно даже теоретически представить, что двигатель для ракет Северной Кореи был закуплен на черном рынке на Украине. Украина никогда не производила собственных двигателей. Все двигатели производились на территории России. Чтобы стащить двигатель первой ступени... Ну, это совершенно невозможно. Я знаю это предприятие хорошо, там порядочные люди, законопослушные, и режим у них, безусловно, выполняется на государственном уровне достаточно строго. Это, может быть, какие-то безденежные специалисты могли передать какие-то только чертежи, схемы».

Майкл Эллеман ссылается на неких западных экспертов, которые посещали украинское конструкторское бюро «Южное» за последний год и, якобы, не только видели двигатель, выставленный в местном университете, но и общались с неким местным инженером, хваставшимся, что умеет этот двигатель производить. Стоит отметить, что с 2015 года КБ «Южное» находится в предбанкротном состоянии, а покупателей на ракеты «Южмаша» нет. Эллеман предполагает, что на складах может храниться некоторое количество невостребованных и морально устаревших российских РД-250, контроль за которыми в силу этих факторов мог в последнее время ослабнуть. И к этому мнению Эллемана надо отнестись со всей серьезностью, считает заместитель директора Института стран СНГ Владимир Евсеев:

Владимир Евсеев заместитель директора Института стран СНГ «Я знаю Майкла, он хороший эксперт. Надо серьезно отнестись к той информации, которую он представил. Речь идет о том, что идет утечка технологий с Украины. Для нас это было давно известно. Началось это с нелегальной поставки в Китай и Иран крылатых ракет большой дальности X55. После этого были и другие случаи нелегальных поставок. Причина основная заключается в том, что в условиях крайне слабого государства высокотехнологичные направления становятся неинтересны, такие как ракетная промышленность. В этих условиях всегда находится государство, которое желает это купить».

История с оставшимися от Советского Союза и подлежавшими уничтожению — часть Россией, а часть Украиной — крылатыми ракетами X55 действительно по-своему феерична. Условия хранения ракет были очень строгими, как говорилось, «железобетонными». Но, как написало одно из украинских изданий, «в железобетоне оказались дыры». В результате в начале 2000-х годов дюжина из них была похищена и продана: половина — в Иран, а половина — в Китай. Как говорят, по миллиону долларов за штуку. Был скандал, суд, посадки. Но факт есть факт — технология утекла. Но одно дело малогабаритная X55 и совсем другое — двигатель РД-250, который, по мнению всех специалистов, без участия государства или спецслужб физически продать практически невозможно.

Рекомендуем:

  • Фотоистории