16+
Пятница, 20 апреля 2018
  • BRENT $ 73.81 / ₽ 4533
  • RTS1147.88
16 августа 2017, 19:22 Компании

Цены в свободном полете. ФАС проверит системы бронирования авиабилетов

Лента новостей

Такое поручение дал Владимир Путин. Может ли динамическое ценообразование быть картельным сговором авиакомпаний?

Фото: Митя Алешковский/BFM.ru

Обновлено 17 августа в 16:30

Разбираться с формированием стоимости авиабилетов будет ФАС. Такое поручение антимонопольной службе дал Владимир Путин. Основные претензии к ценообразованию касаются системы бронирования Amadeus, которую используют авиакомпании.

Вопрос поднял глава ФАС Игорь Артемьев на совещании в Калининграде. Он отметил, что системы, которые российские перевозчики импортировали из Европы и США, назначают стоимость билета в зависимости от роста спроса, что напоминает картельный сговор всех авиационных компаний мира.

Владимир Путин с такими доводами согласился частично. «Не хочется говорить, что чушь это все. Я и не могу сказать, что полностью с вами согласен по поводу сговора, но разобраться с этим точно нужно», — сказал президент.

Amadeus — одна из крупнейших международных компьютерных систем бронирования, которая содержит информацию о 95% мест на регулярных рейсах авиакомпаний со всего мира. Аналитик, главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров категорически не согласен с заявлением о картельном сговоре в Amadeus:

Роман ГусаровРоман Гусаров главный редактор портала Avia.ru «Я не слышал, чтобы в каких-то отдельных странах были какие-то претензии к Amadeus. Действительно, система построена на серьезных математических и аналитических алгоритмах, ценообразование происходит динамически, в зависимости от загрузки, спроса на том или ином направлении на тот или иной рейс, и она как раз и позволяет компаниям определять справедливую рыночную цену на конкретную перевозку. Я считаю, что претензии ФАС к этой системе необоснованны. Выдергиваются отдельные факты высокой стоимости авиабилетов, при этом совершенно не учитывается как раз динамическое ценообразование. Это чисто рыночная цена, она зависит от спроса на направлении и от времени приобретения билета. Иными словами, когда продажи начинаются, билеты стоят дешево. Чем меньше остается мест, чем выше спрос, тем дороже билеты. Но почему-то ФАС не пытается увидеть минимальную стоимость на данный рейс или определить средний чек, как это делают в нормальных экономических моделях, а всегда выбирает самую высокую цену, самый дорогой билет и на основании этого делает свои заявления».

Претензии при желании можно попробовать предъявить к самим авиакомпаниям, но не к системе бронирования, поясняет руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев:

Олег Пантелеев руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» «Amadeus, вероятнее всего, здесь рассматривается как глобальная дистрибутивная система, потому что, помимо глобальной дистрибутивной системы, Amadeus также предлагает различные программные продукты для авиакомпаний, аэропортов. Например, систему регистрации в аэропортах. IT-решения для авиакомпаний — это различного рода модули, и каждый перевозчик выбирает для себя то, что удовлетворяет его потребности. В соответствии с Воздушным кодексом РФ стоимость услуги перевозки пассажиров и багажа устанавливает сама авиакомпания, и никакая дистрибутивная система в этот процесс не вмешивается. На самом деле, авиакомпании заводят в информационную систему подробную информацию о своих тарифах. Тарифов у авиакомпании может быть много — от трех-четырех до более чем десятка. Учитывая, что классы бронирования при покупке билета одного и того же экономического класса могут включать разный набор услуг, получается, что экономкласс может быть дорогим и дешевым, разница может быть в ряде случаев даже кратная. Некая клиентская программа анализирует исторический спрос на перевозки на этой линии на те или иные даты и рекомендует авиакомпании управлять тарифами, открывая или закрывая те или иные классы бронирования».

Компания Amadeus также прокомментировала ситуацию. «Глобальная дистрибутивная система Amadeus является одним из множества каналов продаж, которыми пользуются авиакомпании в России. Система агрегирует тарифы, предоставляемые непосредственно перевозчиками, и отображает их в неизменном виде для туристических компаний, подключенных к Amadeus. Система не принимает решений относительно уровня цен и никак на него не влияет. На данный момент мы не получали никаких официальных запросов по этому поводу от органов государственной власти РФ, но полностью готовы к сотрудничеству», — сказал Валерий Храбров, генеральный директор ООО «Амадеус-информационные технологии» (Amadeus Россия).

По итогам совещания Владимир Путин также поручил обнулить НДС на пассажирские авиарейсы в Калининград.

Рекомендуем:

  • Фотоистории