16+
Четверг, 25 апреля 2024
  • BRENT $ 87.94 / ₽ 8102
  • RTS1178.69
29 августа 2017, 16:10 Политика
Актуальная тема: Украинский кризис

«Политическое айкидо» Украины: Россия — «страна-агрессор»

Лента новостей

Такая формулировка содержится в украинском законопроекте о реинтеграции Донбасса. Какие еще положения закрепляет документ и как они отразятся на минских соглашениях?

Фото: Alexander Ermochenko/Reuters

Обновлено 16:45

Глава комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев назвал планы Украины официально именовать Россию страной-агрессором «опасной и разрушительной инициативой». Это ставка украинских властей на силовое, а не на политическое урегулирование конфликта на юго-востоке, сказал политик в интервью РБК.

Ранее стало известно, что формулировка «страна-агрессор» по отношению к России содержится в законопроекте о реинтеграции Донбасса. Документ готов на 99%. Об этом в эфире украинского Пятого канала заявила представитель президента Петра Порошенко в парламенте Ирина Луценко.

В тексте законопроекта также говорится, что Украина имеет право на самооборону и не несет ответственности за ситуацию на «временно оккупированных территориях». О чем говорит формулировка «страна-агрессор» и как она скажется на минских соглашениях?

Кирилл КоктышКирилл Коктыш доцент кафедры политической теории МГИМО МИД России «Это попытка отменить минские соглашения, их дискредитировать и снять свои обязательства в их рамках, поскольку у Порошенко сейчас достаточно неприятный выбор: ему нужно либо выполнить минские соглашения — этого от него потребовали и Соединенные Штаты, и Европа, либо признать, что ответственность за неисполнение лежит на нем, особенно после того, как Соединенные Штаты провели ревизию затраченных средств и пришли к не очень приятным для Порошенко выводам. Речь идет о маневрах Порошенко перед Соединенными Штатами, когда ему нужно найти какие-то юридические основания, объяснить, почему минские соглашения не выполнены и почему Киев, по сути, их саботирует. В этом плане попытка вынесения такого решения Верховной радой — это попытка подкрепить позицию Порошенко, которая декларируется на переговорах с Соединенными Штатами. Будет это принято или не будет в качестве приемлемого объяснения — это вопрос отдельный. Учитывая отсутствие явных ставок Трампа на эскалацию конфликта на Украине — скорее, для него этот конфликт некомфортный, он предпочел бы его закрыть, — я думаю, что вряд ли такая позиция Верховной рады стоит в понимании трамповского Вашингтона».

Россию нельзя назвать агрессором, считает доктор политических наук, профессор МГИМО, чрезвычайный и полномочный посол Александр Панов:

Александр Панов доктор политических наук, профессор МГИМО, чрезвычайный и полномочный посол «Вообще, Россия является участником решения внутреннего конфликта, который происходит на Украине. Этот формат показывает, что Россия никак не может быть агрессором, если она участвует в этом процессе. С таким же успехом можно объявить и Францию агрессором. Если Украина скажет, что отказывается от минских договоренностей, это да, это серьезно, но они не отказываются и вряд ли откажутся, потому что на них будут давить и Франция, и Германия, и не только они».

Директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник полагает, что такая формулировка поможет Киеву решить ряд проблем, от пропагандистских до юридических:

Руслан БортникРуслан Бортник директор Украинского института анализа и менеджмента политики «Государство-агрессор — это, мне кажется, в значительной мере отвлекающий маневр, отвлекающий термин. Он, с одной стороны, нацелен на патриотическую и праворадикальную часть украинского общества, которое с удовольствием воспринимает такие определения. С другой стороны, это определение может иметь последствия для международных судов — напомню, что Украина подала иск на Россию в отношении финансирования терроризма — и иметь последствия для подачи иска украинских граждан против Украины. Сегодня более трех тысяч исков подано против Украины в международные суды жителями Донецкой и Луганской областей. Фактически это попытка снять с себя юридическую ответственность со стороны Украины за то, что происходит на этих территориях. Кроме того, в этом законе закреплены расширения полномочий президента в части объявления военного положения, передача управления антитеррористическими операциями в руки военных, а не СБУ, как сегодня. В этом законе закреплена возможность смены вывески АТО, что, кстати, требует Россия. Присутствует элемент политического айкидо: если Украина откажется от АТО, это позволит украинскому руководству на уровне «нормандской четверки» говорить, что мы отменили АТО, следующие уступки — за Россией. Они пытаются балансировать: не объявляя войну России, объявить ее оккупантом и агрессором. Я думаю, что в ближайшее время каких-либо полномасштабных военных операций на Донбассе со стороны Украины не стоит ожидать — для этого нет военных возможностей».

Тем временем председатель Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер поспорил с президентом Порошенко. Украина не является европейской страной в смысле ее членства в Европейском союзе, заявил Юнкер в Брюсселе. «Я видел, что мой друг Порошенко несколько дней назад сказал: «Украина — это Европейский союз и это НАТО». На данный момент это ни то, ни другое», — подчеркнул глава Еврокомиссии.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию