16+
Среда, 24 апреля 2024
  • BRENT $ 88.48 / ₽ 8254
  • RTS1163.50
4 сентября 2017, 12:25 Стиль жизниКультура

Правда жизни и «скреп» от «Касты». Рэп — это новый рок?

Лента новостей

Группа вместе с Бастой и Хаски сняла клип на песню, высмеивающий российскую официальную патриотическую риторику. «Это песня о любви к Родине», — пишут сами авторы

Группа «Каста».
Группа «Каста». Фото: Митя Алешковский/ТАСС

Группа «Каста» сняла клип на песню «Скрепы». В съемках также приняли участие рэперы Баста и Хаски. Текст высмеивает российскую официальную патриотическую риторику. Видео собрало более миллиона просмотров за сутки. Это меньше, чем у популярных рэп-баттлов, но достаточно для того, чтобы ставить вопрос: правда ли, что русский рэп — это новый русский рок?

Сама песня не новость: последний альбом «Касты» вышел еще в мае. За все это время трек «Скрепы» без видеоряда на официальной странице группы в YouTube собрал менее 40 тысяч просмотров. Один из самых популярных комментариев — «нужен клип». И вот его сняли.

Мажор на гольф-каре рассказывает, что с детства за него все решали родительские деньги. Еще один герой видео — гопник. Вместе с женой, которая везет коляску, курит и пьет пиво, он, тоже с банкой пенного в руках, рассуждает о том, что наш народ готов терпеть лишения и невзгоды, лишь бы показать врагу, что нас не сломить — у нас есть духовность и, собственно, «скрепы».

Но самый яркий персонаж — полицейский, который сначала задержанному хулигану, а затем и аудитории студентов объясняет, как все устроено. Эту часть трека читает Влади, который в свое время выступал на концерте в поддержку кандидата в мэры Москвы Алексея Навального. Впрочем, рэпер тогда добавлял, что очень осторожно относится к оппозиционеру. Когда видео на песню «Скрепы» еще не было, Влади в интервью Юрию Дудю рассказывал, как он подбирал образ для этого трека и думал, через кого лучше удастся показать ура-патриота, напичканного пропагандой:

«Я, правда, не очень мог представить конкретно, кто это, а потом я понял, от лица кого я это рассказываю — от лица «мусора». Вот человек сидит уже в «бобике», и «мусор» не хочет его везти, он просто хочет рассказать ему правду жизни и отпустить, убедившись, что он понял».

Еще одного полицейского в клипе сыграл рэпер Баста, а роль хулигана досталась Хаски — исполнителю, кстати, весьма патриотичному. Правда, патриотизм Хаски, скорее, «прилепинский», нежели официальный. В своих текстах он тоже поднимает различные проблемы современного российского общества: отсутствие социальных лифтов, социальное неравенство и так далее.

Есть мнение, что рэп — это новый рок. Это и так, и нет, считает музыкальный критик Артемий Троицкий:

Артемий Троицкий музыкальный критик «Это разные традиции, разные культуры. Я думаю, что русский рок в 80-е годы был все-таки популярнее, чем русский рэп сегодня. Но общее в том, что сейчас в русском рэпе появилось некоторое количество артистов, которые действительно любят сочинять свои речевки на социальные и политические темы. Учитывая определенную беззубость и усталость русского рока, можно сказать, что русский рэп в каком-то смысле занял его место».

А вот лидер группы «Тараканы» Дмитрий Спирин не склонен преуменьшать популярность рэпа сегодня. Как раз из-за его сверхактуальности и не слышно остросоциального рока, говорит музыкант:

Дмитрий Спирин лидер группы «Тараканы» «Нет общественно заметных, остросоциальных явлений, выпущенных в рок-цехе. Это не потому, что их нет вообще, а потому, что меломан перестал котировать рок-музыку, стал больше любить рэп-исполнителей. Рок устарел, это язык, который больше не является современным».

Трек «Скрепы» не первый и не единственный подобный у группы «Каста». Например, в песне «Они» рэперы обличают пассивность сограждан, то, что никто не хочет брать на себя ответственность за свою собственную жизнь или хотя бы подъезд. Во всем виноваты некие «они».

Один из самых острых на язык российских рэперов — Noize MC, который очень давно пишет и о политике, и о войне, и о полицейском произволе, и о коррупции. А сегодняшний кумир миллионов Oxxxymiron и вовсе записал целый альбом-антиутопию о любви, борьбе и протесте.

Ну и, конечно, рэп-баттлы, в которых дошло уже до цензуры: организаторы глушили строчки про патриарха, главу Чечни и Украину. А начиналось все когда-то с «культа широких штанов и здоровых цепей». «В этой стране ничего не менялось. Трудное детство, нищая старость, все как и было, так и осталось. Голодные люди, сытая власть. В этой стране ничего не менялось. Вечные пробки, стройка и грязь», — зачитал в 2015-м Кирилл Толмацкий, тот самый, что в 2000-м из каждого утюга рассказывал о вечеринке у себя, то есть у Децла, дома.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию