16+
Суббота, 27 апреля 2024
  • BRENT $ 89.33 / ₽ 8219
  • RTS1186.79
6 сентября 2017, 07:05 ОбществоПроисшествия

Психолог: устроивший стрельбу в школе подросток буквально кричал «Остановите меня!»

Лента новостей

Почему на школьника, который уже продолжительное время размещал в соцсетях суицидальные посты и открыто интересовался «Колумбайном», так никто и не обратил внимания?

Здание школы №1 в Ивантеевке, где ученик 9 класса открыл стрельбу.
Здание школы №1 в Ивантеевке, где ученик 9 класса открыл стрельбу. Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС

«Ивантеевский стрелок неоднократно предупреждал о своих планах, но ему никто не верил», — заявила Business FM одноклассница подростка, открывшего во вторник стрельбу в подмосковной школе. Девятиклассник утром зашел в класс с пневматическим ружьем и кухонным топориком. Он выстрели в лицо учительнице и ударил ее по голове топором. Еще несколько учеников пострадали, в панике выпрыгивая из окон. Нападавший разбрасывал взрывпакеты. По словам психологов, поведение девятиклассника и его посты в соцсетях говорят о том, что он очень хотел, чтобы его остановили. Почему крик о помощи остался неуслышанным?

Оружие, оружие, оружие, мемы с Гитлером, суицидальные мемы, еще оружие, репост манифеста так называемого «русского Брейвика» — юриста, считавшего людей биомусором и расстрелявшего коллег, а также все, что можно найти в сети о массовом убийстве в школе «Колумбайн» в США в 1999 году, когда два одиннадцатиклассника Эрик Харрис и Дилан Клиболд расстреляли 13 человек и ранили еще 23. Девятиклассник из Ивантеевки для своего аккаунта во «Вконтакте» даже взял фамилию Клиболд. Судя по записям на стене, американский подросток-убийца — его кумир. И об этом знали все — рассказала в переписке с Business FM одна из одноклассниц Михаила П., открывшего стрельбу в подмосковной школе:

— Проблем в общении у него никогда не было, могли посмеяться вместе. Своих интересов он никогда и не скрывал, но все думали, что остановится он на одном увлечении. Слышали и говорили, но никто не верил до последнего, даже мы. Ходят слухи, что за минуты до стрельбы мои одноклассницы говорили об этом директору и их не послушали, но это неточная информация. Про конфликты не знаю (я имею в виду личные), но учился он так себе, получал замечания.

— А как давно он говорил о своих планах?

— С того момента, как увлекся «Колумбайном», но, думаю, жестокость в нем всегда была, а «Колумбайн» — лишь следствие этого.

— Это месяц-два, полгода?

— Года три-четыре точно.

О том, что девятиклассник готовил нападение три года, СМИ начали сообщать практически сразу после задержания стрелка. Но в это все равно очень трудно поверить, говорит учитель географии лицея «Вторая школа» Леонид Перлов.

Леонид Перлов учитель географии лицея «Вторая школа» «Учитывая этот возраст, он начал в 12 лет готовиться к этому, так быть не может. Не может ребенок в этом возрасте готовиться к такому поступку три года. За это время он 300 раз отвлечется на что-нибудь другое».

И действительно, в записях на стене, датированных, например, июлем прошлого года: «Боярский без шляпы — теперь ты видел все», компьютерные игры, мемы про девушек и так далее, но уже с августа: оружие, а потом и «Колумбайн». То есть минимум год подросток интересовался этой темой. Могли ли учителя в школе ничего не заметить? Могли, говорит бывший учитель, специалист по детской психологии Катерина Демина. Хотя поведение девятиклассника из Ивантеевки сильно отличается то того, как вел себя перед нападением ученик школы в Отрадном в 2014 году. Последователь убийц «Колумбайна» буквально кричал: «Остановите меня!», — говорит психолог, но добавляет, что учителя ничего не смогли бы сделать.

Катерина Демина специалист по детской психологии «Перепробовал все. Он всем фактически пытался сказать: мне очень плохо, помогите, пожалуйста. У нас нет протокола, по которому мы должны как-то реагировать. Никто не знает, как реагировать. Где лежат отличия между реальными намерениями и пустыми угрозами, пустой бравадой. Что я должна как учитель? Я до сих пор не знаю, что я должна делать, если ко мне в класс пришел с явными следами избиения. Кому сообщать? Что будет дальше? Его что, заберут в приют? Это я — молодец, я его спасла? Или я поломала ему жизнь? Полная растерянность. Это ужасно пугает всех. На этом останавливаются все».

Что касается директора, которого якобы предупреждали за несколько секунд до нападения, претензии к нему не имеют юридической перспективы, считает председатель коллегии адвокатов «Ваш юридический поверенный» Константин Трапаидзе.

Константин Трапаидзе председатель коллегии адвокатов «Ваш юридический поверенный» «Администрацию школы нечего обвинять кроме, скажем, отсутствия особой бдительности. В школе дети жалуются каждый день на какие-то вещи, правда, это неординарный такой момент, но в плане уголовного состава или административного, даже оштрафовать не за что. Да это было бы и неправильной претензией к врачам, учителям, которые это не заметили. Но это чисто профессиональные претензии, а никак не претензии в рамках Уголовного кодекса».

К охране школы претензии, скорее всего, возникнут. Ведь подросток пронес с собой взрывпакеты, топор и ружье. Одноклассница нападавшего заявила Business FM, что ЧОПовцы относились к своим обязанностям весьма легкомысленно. Хотя в школе пропускная система, турникеты и так далее. Но страшно не это. Ведь можно повсюду установить системы безопасности, как в аэропорту, но за год, а то и за три-четыре так и не распознать в соседе по парте — в «парне, с которым можно посмеяться» — потенциального убийцу, который, кстати, если верить некоторым публикациям, обещал вернуться через два года и повторить все с большими потерями.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию