16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 87.07 / ₽ 8033
  • RTS1128.26
6 сентября 2017, 18:18 Право

Участники группы «Шалтай-Болтай» получили на год больше, чем их лидер

Лента новостей

Двое участников хакерской группы «Шалтай-Болтай» Александр Филинов и Константин Тепляков получили по три года в колонии общего режима. Защита недовольна наказанием: ранее прокуратура просила для фигурантов колонию-поселение

Предполагаемые участники хакерской группировки «Шалтай-Болтай» Александр Филинов и Константин Тепляков (слева направо) во время оглашения приговора в Мосгорсуде.
Предполагаемые участники хакерской группировки «Шалтай-Болтай» Александр Филинов и Константин Тепляков (слева направо) во время оглашения приговора в Мосгорсуде. Фото: Александр Щербак/ТАСС

Мосгорсуд в среду вынес приговор участникам хакерской группы «Шалтай-Болтай» Александру Филинову и Константину Теплякову. Компьютерные взломщики получили по три года колонии общего режима. Это на год больше, чем до этого суд назначил их лидеру Владимиру Аникееву по прозвищу Льюис.

Поскольку процесс по делу хакеров проходил в закрытом режиме, журналистов пригласили на оглашение лишь вводной и резолютивной части приговора. На это у судьи Олега Музыченко ушло не больше пяти минут. Пока он читал приговор, подсудимые слушали его в клетке с бронированным стеклом, радостно улыбаясь родственникам. С них так и не сняли наручники, оставив застегнутыми за спиной.

34-летний житель Санкт-Петербурга Константин Тепляков и 31-летний москвич Александр Филинов были задержаны в начале декабря 2016 года. Показания против них дал лидер хакерской группы Владимир Аникеев. Он заключил сделку со следствием и сдал подельников. Аникеев, известный в сети под прозвищем Льюис, рассказал, что Тепляков и Филинов состояли вместе с ним в компьютерной группировке, жертвами которой стали известные чиновники и бизнесмены. Хакеры взламывали электронную почту медийных лиц и продавали их переписку на электронной бирже за криптовалюту.

Следствие установило, в 2013-2016 годах от действий компьютерной группировки пострадали, по меньшей мере, шесть человек: сотрудник Сбербанка России Евгений Кисляков, телеведущий Дмитрий Киселев, сотрудница секретариата группы «Сумма» Елена Морозова и помощник президента Андрей Белоусов, замруководителя управления внутренней политики Кремля Тимур Прокопенко и пресс-секретарь премьер-министра Наталья Тимакова. Впрочем, двое последних сочли, что действия хакеров не навредили им, а потому они остались в деле свидетелями. Никто из них не стал предъявлять к ним иски и не явился на процесс. В суде были зачитаны показания, которые они дали на следствии.

Впрочем, их никто не услышал: дело Теплякова и Филинова, так же как и дело Аникеева, было под грифом «секретно». В ходе следствия Тепляков полностью признал вину, а Филинов отверг обвинение. В суде же позиция фигурантов несколько поменялась. «Тепляков согласился с обвинением частично, отрицая свою причастность к двум эпизодам, а Филинов согласился с обвинением в неправомерном доступе к адресам электронной почты потерпевших, но отрицал причастность к группе «Шалтай-Болтай». Он заявил, что узнал о ней лишь на следствии», — рассказала Business FM защитница Филинова Наталья Земскова.

В ходе прений сторон гособвинитель Камиль Кашаев требовал приговорить Александра Филинова и Константина Теплякова к 2,5 и 3 годам лишения свободы соответственно. Стоит отметить, что прокурор, который известен тем, что участвовал в первом процессе по делу экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского и потом возглавил отдел Генпрокуратуры по поддержанию гособвинения в судах, просил для подсудимых колонию-поселение.

Однако судья решил дать обоим одинаковый срок, определив, что осужденные должны отбывать наказания в колониях общего режима. Найденные в ходе обыска у Филинова 210 тысяч рублей и 470 евро он постановил обратить в доход государства.

Адвокаты осужденных Наталья Земскова и Анастасия Саморукова посчитали приговор чрезмерно суровым. «Они совершили преступление средней тяжести и впервые. В Уголовном кодексе прописано, что в таком случае наказание назначается в колонии-поселении и лишь в исключительных случаях — в колонии общего режима. Даже прокурор просил колонию-поселение», — сказала Наталья Земскова. Она считает это основанием для обжалования приговора. Адвокат также добавила, что не согласна с конфискацией найденных при обыске у ее подзащитного денег. По ее словам, они принадлежали не осужденному, а членам его семьи. В свою очередь, защитница Константина Теплякова Анастасия Саморукова сообщила, что примет решение об обжаловании приговора после консультации со своим клиентом.

Намерение оcпорить приговор в свое время высказывали и защитники Владимира Аникеева, дело которого Мосгорсуд ранее рассмотрел в особом порядке. Процесс над ним прошел в особом порядке: без исследования доказательств и допроса свидетелей. 6 июля Мосгорсуд приговорил Аникеева к двум годам лишения свободы. Его адвокаты вначале подали жалобу в Верховный суд России, но затем ее отозвали. Поскольку приговор вступил в силу, защитники Аникеева уже могут ходатайствовать об условно-досрочном освобождении своего клиента, который отсидел половину срока.

Пока на свободе остается еще один участник преступной группы — программист из Петербурга Александр Глазастиков. Он успел уехать в Эстонию и заявил о намерении попросить политическое убежище.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию