16+
Воскресенье, 22 октября 2017
  • BRENT $ 57.94 / ₽ 3330
  • RTS1134.45
28 сентября 2017, 06:41 Компании

«ВИМ-Авиа» прибило к земле

Лента новостей

Ситуацию с «ВИМ-Авиа» уже прокомментировал президент. Министерству транспорта указали на неполное служебное соответствие. Поможет ли это решить проблемы пассажиров?

Фото: Татьяна Белякова/ТАСС

Ситуация с «ВИМ-Авиа» вышла на самый высокий уровень. Владимир Путин объявил неполное служебное соответствие министру транспорта Максиму Соколову и обратил внимание вице-премьера Аркадия Дворковича, что он недостаточно внимания уделяет транспортной отрасли.

Глава Росавиации Александр Нерадько сообщил, что собственник авиакомпании «ВИМ-Авиа» Рашид Мурсекаев перестал выходить на связь. Возможно, он уже покинул страну. Между тем, тысячи туристов остаются за границей в ожидании возвращения домой. Как вообще мог случиться такой коллапс?

По данным Росавиации, за рубежом остаются 38 тысяч пассажиров «ВИМ-Авиа». Примерно такую же цифру называл и председатель профильного комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев. Большинство туристов застряли в Турции. В самой авиакомпании заявляют о 16 тысячах. Как бы то ни было, туроператоры не в силах вывезти такое количество людей. Не хватает бортов и средств. В среду, по данным Турпомощи, удалось эвакуировать около двух тысяч. Остальных пытаются разместить в гостиницах. Елена меняет уже второй отель.

Елена туристка «Привезли в новый отель. Когда начали грузить в автобусы, дети начали плакать, потому что сначала они подумали, что нас везут в аэропорт. У людей деньги кончились вплоть до того, что в WhatsApp даже уже обмениваются сигаретами. Информации нет вообще никакой».

Деньги действительно закончились, нет возможности даже позвонить, поэтому многие пишут Business FM.

Ольга отдыхающая в Сиде «Информации никакой никому не предоставляют. Мы должны были улететь сегодня днем, у нас ситуация еще не такая плохая. Людей не отвозят в аэропорт, их все время развозят по отелям, из одного в другой. Кто-то сидит уже четвертые сутки. В номера не селят до вечера, люди сидят на ресепшне. У некоторых уже паника, людям вызывают «скорую». Наш гид сказал нам: «Если кого-то что-то не устраивает, покупайте билеты и улетайте, мы ничего сделать не можем». На вопрос, где нам жить и ночевать, ответил: «Где хотите». Про компенсацию, естественно, никто ничего не говорит».

У тех, кто находится в аэропорту, ситуация еще хуже. Светлана провела там уже двое суток. Ей нужно в Санкт-Петербург, но, если и отвезут, то только до Москвы.

Светлана россиянка «У многих работа, у кого-то дома дети остались, у кого-то тут бабушки, дедушки. У них с собой ни копейки, им сейчас деваться некуда. То есть, представляете, они сидели больше суток в аэропорту, это вот кто перед нами был. Им даже покушать нечего было. Им даже ни водички не предоставили, ни где им отдохнуть. В душном, жарком месте с риском инфаркта. На сегодня появилась информация, что, возможно, завтра кого-то смогут отправить в Москву, но из Москвы до Санкт-Петербурга вы добирайтесь уже сами, как хотите и как можете».

«ВИМ-Авиа» практически стала банкротом и перестала летать в одночасье. Явно это можно было предвидеть, ведь с «Трансаэро» такого не было, говорит директор ассоциации «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма «Турпомощь» Александр Осауленко.

Александр Осауленко директор ассоциации «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма «Турпомощь» «Мы помним, как в 2015 году более серьезные были там объемы у компании «Трансаэро», но, тем не менее, все достойно справились. Тогда правильно был построен принцип и технология принятия решения. Все осуществлялось плавно. Сначала были поставлены задачи: как вывозить пассажиров, был определенный круг компаний, конкретные направления, объемы и так далее, потом дальше пошел процесс передачи всего этого. Дальше пошел вопрос финансового решения этого вопроса. Но тогда, во главу угла был поставлен пассажир и техническое решение его перевозки. Сейчас, к сожалению, коллапс наступил с того, что все сразу раз и обрубили. Такого быть не может. Не должно быть как минимум».

Однако это произошло. Кто будет вызволять наших туристов, до сих пор не ясно. К настоящему моменту за долги самолеты «ВИМ-Авиа» арестованы в аэропортах Турции, Франции и Бельгии. Общая задолженность компании перед кредиторами составляет 7 млрд рублей. Президент поручил министру транспорта Максиму Соколову и вице-премьеру Аркадию Дворковичу решить проблему с застрявшими пассажирами в кратчайшие сроки.

Андрей Крамаренко ведущий эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ «Если смотреть на свежие банкротства европейских компаний, то правительство часто помогает осуществлять операционную деятельность, по крайней мере, в течение двух недель или месяца. Где-то правительство помогает авиакомпании более нажористо, то есть компания получает возможность структурировать бизнес и не умереть окончательно. В большинстве случаев, если речь идет о какой-то пробной системообразующей авиакомпании, правительство помогает не рухнуть быстро. Выполнить обязательства перед пассажирами, по крайней мере, на горизонте от одной недели до одного месяца. Что могли сделать теоретически надзорные органы? То есть в какой-то перспективе, когда речь шла не о том, что авиакомпания уже беспросветно плоха в финансово-экономическом плане, а о том, что у авиакомпании есть существенные проблемы, наверное, нужно было бы посадить ее мягко. Ограничить продажу билетов и объяснить собственнику, что он отлетает этот сезон, и после этого не летаешь. В России на это никто не шел. Надзорные органы, для него это, конечно, не должно было быть сюрпризом, как это оказалось сейчас. Помню, что Минтранс и Росавиация заявили, что они крайне удивлены. Они думали, что все хорошо. Даже если бы они были удивлены, они понимали, что с компанией не все очень хорошо. Инструментов для нормализации ситуации у них нет, только достать пару миллиардов из рюкзака и отдать акционерам компании».

Отметим, что «ВИМ-Авиа» практически стала банкротом в один день. Явно это можно было предвидеть.

Рекомендуем:

  • Фотоистории