16+
Понедельник, 23 октября 2017
  • BRENT $ 57.87 / ₽ 3326
  • RTS1134.45
29 сентября 2017, 13:16 Стиль жизниКультура

Похищенная картина Айвазовского всплыла на швейцарском аукционе

Лента новостей

«Вид на Ревель», украденный в Подмосковье более 40 лет назад, сняли с торгов, сообщили в МВД России. Сейчас идет работа по возвращению картины на родину. Любопытно, что о ее местонахождении СМИ писали еще два года назад

Иван Айвазовский, «Море», 1845.
Иван Айвазовский, «Море», 1845. Фото: Public domain

Похищенную в СССР картину Айвазовского сняли с торгов в Швейцарии. Об этом сообщила официальный представитель МВД России Ирина Волк.

Картину «Вид на Ревель», написанную в 1845 году, выставил аукционный дом Koller. Оригинальное название работы — «Море». Полотно оценили в 1 млн долларов. По словам Волк, полотно похитили из собрания музея-заповедника «Дмитровский кремль» в 1976 году.

«Вид на Ревель» в последние 15 лет уже несколько раз появлялся на аукционах. Европейские газеты Frankfurter Allgemeine и Handelsblatt в 2006 году даже приписывали покупку этой картины Виктору Вексельбергу. Об истории создания картины рассказывает директор Феодосийской картинной галерии имени Айвазовского Татьяна Гайдук:

Татьяна Гайдук директор Феодосийской картинной галерии имени Айвазовского «В этой серии был написан не один «Вид на Ревель», потому что известно, что есть «Вид на Ревель» в Военно-морском музее в Петербурге. В 1844 году Айвазовский вернулся из заграничной командировки уже всемирно известным художником, а уехал туда академистом, который выпустился из Академии художеств Санкт-Петербурга с большой золотой медалью, особенно никому не известным, кроме каких-то узких кругов. Поскольку Айвазовский уже искупался в лучах славы в Европе, когда он вернулся в Петербург, получил звание профессора и члена Петербургской академии художеств, а следующим его назначением было назначение живописцем Главного морского штаба России. И тут же он получил довольно большой заказ написать виды прибалтийских укрепленных городов-крепостей, и на написание этого заказа ушла часть зимы 1844-го и часть зимы 1845 года. Всего было оговорено, что он обязательно должен написать Кронштадт, Ревель, Петербург, Гангут и что-то еще — всего шесть. Существует несколько известных мне карандашных рисунков с изображением Ревеля, и даже у нас в коллекции хранится один из таких рисунков. Очень может быть, что этот вид Ревеля, вид Таллина — это не одна картина, возможно, это несколько работ. Несмотря на то, что было заказано шесть мотивов для изображения, легко себе представить, что на самом деле могло быть несколько видов одного и того же Ревеля».

Как ранее рассказывал «Комсомольской правде» экс-глава Росохранкультуры Виктор Петраков, злого умысла ни со стороны аукциона, ни со стороны покупателя нет. «Электронная база краденых картин в некоторых случаях может и не давать результатов. Чтобы замести следы, специально меняют размер картины, сдвигают какие-то детали, переименовывают, сочиняют новый провенанс — и все, реинкарнация состоялась, можно продавать», — пояснил он.

В поисках картины участвовало Национальное центральное бюро Интерпола, МВД и Минкультуры России. Сейчас ведется работа по возвращению ее в Россию. Красть предметы искусства — безнадежное дело, ценности рано или поздно всплывают, говорит искусствовед Андрей Ерофеев:

Андрей Ерофеев искусствовед «Рукописи не горят, а картины не пропадают. Ситуация похищения или каких-то левых продаж в искусстве абсолютно безнадежна, потому что все всегда всплывает. Рынок абсолютно прозрачный. Коллекционеру, который когда-либо купил работу на черном рынке или ворованную, в какой-то момент все равно захочется похвастаться или показать ее друзьям, и вся эта информация рано или поздно попадает к специалистам, вещи находятся. Я на своем опыте многократно убеждался. Перед проведением торгов крупные аукционы проводят очень подробную экспертизу. Причем эта экспертиза сейчас не доверяет даже авторитетным экспертным мнениям, которые сопровождают работу, например из музеев. Было несколько крупных проколов, связанных с ведущими аукционами, например подделки Ларионова, Гончаровой. Недавно сняли с аукциона подделки Лидии Мастерковой. Попадание на аукцион работ с сомнительным провенансом — либо подделок, либо ворованных — это регулярная рутина. В таком случае, конечно, аукционы принимают решение снять их с торгов».

Много картин Айвазовского было украдено в 1990-х и начале века. Среди них полотна из экспозиции Сочинского художественного музея, «Морской вид» из московского санатория «Узкое», «Солнечное затмение в Феодосии» стоимостью 1,5 млн долларов из Русского географического общества и «Восход» стоимостью около 2 млн долларов из запасников Астраханской государственной картинной галереи. Ранее сообщалось, что в музей в Ивановской области вернулись украденные картины Левитана.

Рекомендуем:

  • Фотоистории