16+
Понедельник, 23 октября 2017
  • BRENT $ 57.87 / ₽ 3326
  • RTS1134.45
30 сентября 2017, 09:20 Компании

Банкротства AirBerlin и «ВИМ-Авиа»: сходства и отличия

Лента новостей

«ВИМ-Авиа», оказавшаяся на грани, пополнила ряды авиакомпаний, которых постигла или еще постигнет страшная участь банкротства. Как переживают коллапс в России, мы знаем. В Германии это выглядит иначе

Фото: Fabrizio Bensch/Reuters

Банкротство российской авиакомпании «ВИМ-Авиа» сопровождается массовой отменой рейсов и тысячами застрявших в аэропортах пассажиров.

Громкие авиабанкротства прогремели в этом году и в Европе. В мае о несостоятельности объявил крупнейший авиаперевозчик Италии и пятый по величине в Европе — AlItalia, а в августе о банкротстве заявила немецкая AirBerlin. Как протекает банкротство в Германии и с чем приходится сталкиваться пассажирам?

За полтора месяца банкротства — сотни задержек рейсов, полностью приостановленные направления, например компания больше не летает за океан, и 10 тысяч прошений о денежных компенсациях. Однако никакого коллапса с авиаперевозками AirBerlin нет. Люди летают, как раньше, и даже продолжают покупать билеты на рейсы компании-банкрота. Так в августе сделала жительница Баварии Теона Одикадзе:

Теона Одикадзе жительница Баварии «Я слышала по новостям, что обанкротилась AirBerlin, и все равно рискнула, купила билеты, потому что они были дешевые, намного дешевле всех остальных фирм. Еще я подумала, раз они пока продают, значит, они пока летят. И я проверяла каждый день в интернете. Я видела, что много рейсов было с задержками то на час, то на два часа. Но главное, что они летали пока. Потом я читала в интернете, что было много рейсов, которые были аннулированы, потому что очень многие жаловались, что им не говорили, будет самолет или не будет. И они не могли уйти никуда, они все ждали в аэропорту. Я все-таки рискнула, поехала в аэропорт, и нам объявили, что будет задержка на несколько минут. Эта задержка продлилась еще час. Я уже боялась, что мы не вылетим никуда. Но нам повезло, что самолет все-таки полетел. И мы еще долго ждали в самолете. Полтора часа была задержка».

Каждый день на выполнение рейсов AirBerlin тратит 3 млн евро. Летать, как раньше, компания может только за счет кредита правительства Германии. 150 млн евро было выдано сразу после объявление о банкротстве. Как написала немецкая пресса, за месяц до выборов Меркель не рискнула бросить более миллиона пассажиров. Только в день объявления о банкротстве в аэропортах по всему миру могли застрять 80 тысяч человек. Кадры с пассажирами, ожидающими самолета на Майорке, прошли по всем телеканалам страны. С тех пор все спокойно, только изредка появляются репортажи о массовой потере багажа. Причем специалисты со страниц немецких изданий не рекомендуют немцам возвращать билеты, так как после того, как компания признает себя банкротом, возврат денежных средств за те билеты, в тарифе которых был даже предусмотрен 100-процентный возврат, невозможен. Юридически покупатель становится кредитором компании и встает в очередь после банков и других институтов на получение средств.

Однако саму Меркель обвинили в незаконности такого кредита. Ryanair подала жалобу в антимонопольное ведомство, а издание Handelsblatt назвало ситуацию не банкротством, а поглощением, на которое власти закрывают глаза. На активы AirBerlin претендует Lufthansa. Фактически самая крупная компания Германии покупает второго по величине игрока. Часть активов уйдет и EasyJet, но это, как написали в прессе, делается лишь для процедуры. Возможен ли рост тарифов на перелет?

Хайнрих Гроссбонгардт немецкий авиаэксперт «Я думаю, на авиарынке Германии банкротство AirBerlin сильно не скажется. Как марка AirBerlin, конечно, исчезнет, но все ее маршруты заберут другие игроки — Eurowings и EasyJet. И цены не поменяются. Конкуренция на авиарынке Германии настолько сильная и такая интенсивная, что повысить цены просто невозможно».

Банкротство AirBerlin в немецкой прессе связывают не только с неправильной стратегией компании, но и со скандалом вокруг строящегося аэропорта «Берлин — Бранденбург». Он должен был заменить перегруженный «Тегель», на закрытии которого настаивают власти, и стать главным хабом AirBerlin в стране, но превратился в главный долгострой Германии. Запланированное в 2011 году открытие не состоялось и по сей день. Вместо полутора миллиардов евро его стоимость возросла почти до шести. Сменилось четыре команды руководства, первого гендиректора посадили за взятку в полмиллиона евро, а главный инженер оказался не инженером.

AirBerlin, которая на тот момент проводила глобальное расширение маршрутной сети и отказалась от базирования в «Тегеле», заявляла о ежемесячных убытка от долгостроя в миллион евро. Планы авиакомпании пришлось перекраивать, перевозчик терял долю рынка.

Согласно инвестпроекту, как только новый «Берлин — Бранденбург» откроется, «Тегель» должен быть закрыт в течение полугода. Это одно из условий. Но аэропорт Берлина, который находится в черте города, очень удобен жителям столицы. В минувшее воскресенье вместе с выборами в парламент в Берлине проходил референдум по «Тегелю». Его, несмотря на сопротивление властей, протащила на голосование партия свободных демократов. Лозунг «За «Тегель» стал для партии главным в Берлине. Она сделала из него целую политическую кампанию, направленную против правящей в городе коалиции социал-демократов и «зеленых». И свободные демократы одержали победу. Почти 56% немцев высказались за «Тегель», который станет предметом торга в новой коалиции в парламенте.

Рекомендуем:

  • Фотоистории