16+
Понедельник, 23 октября 2017
  • BRENT $ 57.89 / ₽ 3328
  • RTS1134.45
30 сентября 2017, 19:45 Стиль жизниКультура

Скандал в швейцарской галерее — краденый «Айвазовский»

Лента новостей

Картина известного российского художника, вывезенная из России в конце прошлого века, нашлась. Ее обнаружили в отличном состоянии во время торгов в Швейцарии. За полотно планировали выручить миллион франков

Фото: Великжанин Виктор/Фотохроника ТАСС

Существующий более полувека в Лозанне, Цюрихе и Женеве аукционный дом «Коллер» был вынужден снять с продажи работу Ивана Айвазовского «Вид на Ревель», оцененную в миллион франков. Оказалось, что, на самом деле, картина называется «Море» и похитили ее более 40 лет назад из советского музея. Что можно ожидать теперь и как продажа краденого полотна была обнаружена?

Айвазовский — автор, который традиционно очень ценится среди новых русских коллекционеров. Он за свою жизнь написал очень много полотен. Очень многие из них были похищены в 1990-х годах прошлого века, в частности, полотна из экспозиции Сочинского художественного музея, «Морской вид» из московского санатория «Узкое», «Солнечное затмение в Феодосии» стоимостью 1,5 млн долларов из Русского географического общества и «Восход» стоимостью около 2 млн долларов из запасников Астраханской государственной картинной галереи.

Но тут речь идет о преступлении более чем сорокалетней давности. Существуют международные базы данных похищенного искусства, с которыми сверяются все серьезные аукционные дома и галереи. Но в этом случае история была слишком давней.

Михаил Каменский бывший гендиректор российского представительства аукциона Sotheby's, искусствовед «Если швейцарский аукционный дом такой запрос делал и получил отрицательный ответ, объяснить это можно только одним: в 1976 году в Советском Союзе эта работа была зафиксирована в базе Министерства внутренних дел СССР, но это все не компьютеризировали. С тех пор столько разных картин было похищено, что об этом никто не знает, кроме тех людей, которые на этом специализируются в российском Министерстве культуры или в российском УВД. Вот эти специалисты, у них глаз наметан. Они профессионалы. Кто-то из них увидел воспроизведенную в каталоге швейцарского аукционного дома картинку и среагировал. Молодец. Я думаю, что получит денежную премию».

Если у музея-заповедника «Дмитровский кремль» есть неоспоримые доказательства принадлежности ему похищенной работы, то его представителям остается лишь приехать и забрать холст. По закону он является единственным легальным собственником. А тем, кто выставил «Море» на продажу, останется утешаться лишь тем, что их преследовать не будут, и если они добросовестно приобрели его когда-то, так и если — что менее вероятно — что они были замешаны в схеме с хищением. Так или иначе, срок давности давно истек.

Андрей Ерофеев искусствовед «Вот эта ситуация похищения или каких-то левых продаж, она в искусстве абсолютно безнадежна, потому что все всегда всплывает, ну почти все. В этом смысле такой рынок абсолютно прозрачный. Акционер, который когда-либо купил работу на черном рынке или ворованную, или в какой-то момент ему все равно хочется похвастаться или показать каким-то друзьям. И эта вся информация попадает рано или поздно к специалистам, и, в общем, вещи находятся. Я на своем опыте многократно в этом убеждался».

Ставшая предметом скандала «Вид на Ревель», он же — «Море» с эстимейтом в один миллион — не первая работа Айвазовского, которую продавала галерея «Коллер». «Вид на крутое, скалистое побережье и бурное море на закате» 1883 года была куплена за 520 000 швейцарских франков, а «Бурное море на закате» в марте 2017 года за 825 000.

Рекомендуем:

  • Фотоистории