16+
Вторник, 19 марта 2024
  • BRENT $ 86.70 / ₽ 7975
  • RTS1129.00
11 октября 2017, 12:06 ПолитикаКонфликты

США vs. Россия: цифровая «охота на ведьм». Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Цифровой маккартизм: Россия подхватила у США фобию внешнего вмешательства в выборы. Ряд соответствующих законов парламент планирует принять в начале будущего года, до мартовских выборов президента

Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Совет Федерации обозначил понятие «противоправного вмешательства, угрожающего национальному суверенитету». В частности, незаконным может стать поддержка НКО и СМИ, участвующих в политической деятельности в интересах зарубежных государств, дискредитация РПЦ и, наконец, «очернение России на мировой арене». Ситуацию комментирует Георгий Бовт.

В упоминавшихся на слушаниях в Совфеде девяти направлениях борьбы с враждебным вмешательством мало что нового. Примерно то же самое описано в законах об иностранных агентах и нежелательных организациях, разве что терминология пожестче.

Чисто внешне можно уловить даже некие переклички с законодательством об антисоветской пропаганде. Предлагается также описать такой, как сказано, феномен, как «участие в процессе вмешательства извне во внутренние дела РФ физических лиц, которые формально не состоят в российских организациях, признанных иностранными агентами, либо организациях, признанных нежелательными в РФ, но осуществляют нежелательную деятельность». То есть предлагается законодательно урегулировать вопрос о так называемой «пятой колонне».

Не стоит пока воспринимать ассоциации с советскими законами слишком буквально, как и саму жесткую терминологию. Равно как и ожидать, что обсуждаемые предложения в полной мере воссоздадут советский тоталитаризм. Все же времена не те.

Важны два момента. Первый: по опыту применения ранее принятых аналогичных законов, начиная от направленных против шпионажа, про которые в момент принятия тоже говорили «ужас-ужас», и кончая более свежими насчет «нежелательных организаций», как правило, речь идет о выборочном и сугубо индивидуальном применении жестких и всеохватных на бумаге нормативных актов. Иначе уже чуть ли не за любые контакты с иностранцами можно было бы загреметь в «кутузку» десяткам тысяч человек. Второе. Разработка данного законодательства является ответной мерой на определенные действия США. Как говорится, в данном конкретном случае все же не мы первые начали.

В Америке же кампания под условным названием «Рашагейт» о «вмешательстве России в выборы» обрела масштаб информационной истерии. Там новый этап. На фоне попыток заставить телеканал RT зарегистрироваться в качестве «иностранного агента» по закону 1938 года теперь не только «ястребы» в конгрессе, но и весьма солидные СМИ увлеклись поиском следов «русской пропаганды» в соцсетях. Старинная американская политическая забава — «охота на ведьм» — стала цифровой. Якобы с помощью коварно внедренной рекламы русские пытались подорвать американскую демократию.

Тема не сходит с первых полос, и вот что уже накопали. Для начала Facebook разоружился перед Республиканской и Демократической партиями и сдал расследователям в конгрессе данные о рекламных объявлениях числом около 3 тысяч на сумму 100 тысяч долларов. Они якобы связаны с русскими фейковыми аккаунтами. Ранее RT обвиняли в том, что он через такие же аккаунты купил социальную рекламу на 274 тысячи долларов, в том числе таргетировав ее на районы расовых беспорядков.

Старается не отставать и Google. В результате внутреннего расследования обнаружены платежи по продвижению в поисковой системе на 4700 долларов и еще на 53 тысячи рекламы с политическим контекстом, купленной через русских интернет-провайдеров, биллинг и так далее. Один связанный с Россией аккаунт потратил аж 7 тысяч долларов на ролик о том, как Трамп построил гольф-клуб в Шотландии (что именно в этом предосудительного, не очень ясно). Другой ресурс пустил 30 тысяч на продвижение призыва к экс-президенту Бараку Обаме подать в отставку.

Для справки, чтобы оценить масштабы русской цифровой агрессии: ежегодный объем доходов Google от рекламы — 70 млрд долларов, Facebook — 27 млрд. Соцсеть Марка Цукерберга сама при этом признает, что 44% спонсированной русскими социальной рекламы было приобретено до начала избирательной кампании и выдвижения Трампа. Twitter после тщательного расследования выявил 201 «связанный с Россией» аккаунт, направленный на подрыв американских скреп демократии, на фоне 328 млн ежемесячной аудитории соцсети.

Получается, что буквально за пару сотен тысяч баксов Кремль чуть не свалил Обаму, сорвал планы Клинтон и посадил в Белый дом Трампа. Если это не паранойя, тогда что? Может, «цифровой маккартизм»? Страшно заразная штука, между прочим.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию