16+
Вторник, 19 марта 2024
  • BRENT $ 86.76 / ₽ 7980
  • RTS1129.50
24 октября 2017, 13:14 ФинансыЦБ

Орешкин рассказал, что должно произойти, чтобы в России ужесточили валютный контроль

Лента новостей

СМИ сообщили, что Минфин и Центробанк хотят получить возможность вводить жесткие валютные ограничения. «Главная задача — быть готовым к любым негативным сценариям», — заявил на это глава МЭР в беседе с Business FM

Фото: Егор Алеев/ТАСС

Обновлено 15:11

Министр финансов Антон Силуанов направил премьер-министру Дмитрию Медведеву документ, где, как стало известно «Ведомостям», сообщил о необходимости либерализовать валютное законодательство. Например, отменить обязательный возврат экспортной выручки в страну. Но взамен глава министерства просит дать ЦБ и правительству право в кризис вводить такие меры, как обязательная продажа валютной выручки, покупка валюты с разрешения властей, спецсчета для части операций.

Что может случиться в стране, чтобы финансовые власти применили эти инструменты? Об этом Business FM спросила у министра экономического развития Максима Орешкина на форуме компании «ВТБ Капитал» «Россия зовет!». Вот что он ответил:

Максим ОрешкинМаксим Орешкин министр экономического развития России «Главная задача — быть готовым к любым негативным сценариям, и здесь правительство активно работает и готовится к любым внешним шокам. Это могут быть не только санкции, это может быть резкое снижение цен на нефть. Например, в последний кризис именно снижение цен на нефть обеспечило две трети негатива, и только одна треть была связана с санкционными вещами. Поэтому риски по рынку нефти, риски по экономике Китая — это те риски, которые могут реализоваться, и мастерство экономической политики заключается в том, что нужно знать, что ты будешь делать при каждом сценарии».

Стоит ли ожидать таких мер в ближайшее время и отразятся ли они, если будут введены, на обычных гражданах? Комментирует начальник аналитического департамента УК «БК Сбережения» Сергей Суверов.

— Серьезных оснований для инициативы по жесткому валютному контролю нет, сейчас ситуация на валютном рынке стабильная. Мне кажется, что Минфин просто преследует цель подстраховаться на случай какой-то кризисной ситуации и обеспечить покой на валютном рынке, не допустить резкой девальвации рубля, поэтому предлагается ввести обязательную продажу валютной выручки экспортерам и получение разрешения на покупку валюты. На мой взгляд, эта инициатива противоречит курсу Центрального банка на плавающий курс рубля и во многом выглядит анохронизмом, потому что, во-первых, сейчас у Центрального банка есть опыт регулирования курса во время кризиса, во-вторых, у Центрального банка и так и без валютного контроля есть достаточно механизмов для воздействия на ситуацию, в частности, через операцию валютного РЕПО, а также через политику по процентным ставкам.

— Если все-таки эти меры будут введены, что произойдет?

— Скорее всего, это приведет к нерыночным последствиям. В частности, нельзя исключать, мы увидим укрепление рубля, что не выгодно и бюджету, и самому Минфину, поэтому смысл этих инициатив выглядит неясным.

— Подобные ограничения могут коснуться рядовых граждан?

— Это предполагается в основном для юридических лиц, в частности, для крупных экспортеров, но нельзя исключать: если валютный контроль начнет работать вслед за юридическим лицами, под валютный контроль попадут и операции физических лиц.

Поправки предлагается ввести в закон о валютном контроле. Сейчас валютные операции между резидентами и нерезидентами могут проводиться без ограничений. Между тем, как заявил замминистра финансов Владимир Колычев, предложения изменить валютное законодательство России не связаны с ожиданием кризиса. По его словам, такие ограничения «можно дать правительству возможность ввести».

В то же время, отметил Колычев, нужно зарегламентировать условия и критерии, когда можно вводить такие ограничения. Очевидно, это будет как-то соотноситься с масштабами критичных явлений на финрынке, отметил замминистра и привел в пример «очень критичные» объемы оттоков капитала, вывода средств из банков.

Кризиса действительно не стоит ждать в ближайшее время, но нормативная база на случай форс-мажоров готовится, считает советник по макроэкономике гендиректора компании «Открытие-брокер» Сергей Хестанов.

Сергей ХестановСергей Хестанов советник по макроэкономике генерального директора брокерского дома «Открытие-брокер» «В обозримом будущем объективной необходимости введения жесткого валютного контроля в России нет и, скорее всего, не будет. Но, поскольку сама по себе процедура должна быть, в том числе и с правовой точки зрения, отрегулирована, скорее всего, нынешняя инициатива — это забота о некоем неопределенном будущем. То есть если вдруг страна столкнется с какими-либо сильными ужесточениями санкций, если мы столкнемся с каким-то другим внешним шоком, необходимо, чтобы в том числе и финансовая система была к этому готова. На случай, если произойдут какие-то внешние шоки, эта нормативная база обеспечит оперативную реакцию Центробанка и Минфина. Естественно, если дело дойдет до введения жесткого валютного контроля, скорее всего, и физические лица столкнутся с жесткими валютными ограничениями. Какими эти ограничения будут, пока предполагать рано, но если обратиться к опыту других стран, та же самая Греция эпохи долгового кризиса, тогда все счета были заморожены, и выдавалось по 60 евро на человека в неделю. В некоторых других странах введение жестких валютных ограничений сопровождалось принудительным обменом иностранной валюты на отечественную по некоему фиксируемому курсу. Но в любом случае введение таких жестких мер в России в ближайшее время выглядит экономически неоправданным».

Ранее глава Минэкономразвития Максим Орешкин выступил за смягчение валютного контроля. Он назвал репатриацию валютной выручки рудиментом. По мнению министра, эта мера мешает развитию торговли. В Центробанке ему ответили, что жесткие меры контроля позволяют бороться с отмыванием средств.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию