Каталония осталась верна себе и проголосовала за независимость
Лента новостей
Что будет делать регион? Жители радуются, Мадрид отступать не намерен. Не обернется ли провозглашение автономии «независимостью Шредингера»?
Каталония проголосовала за независимость от Испании. Перед началом заседания депутаты оппозиционных фракций парламента Каталонии покинули зал. Ранее они отметили, что считают голосование незаконным.
Голосование было секретным. Каждый из парламентариев опускал в урну листок с написанным на нем решением. Участвовали 82 парламентария, из которых 70 проголосовали за независимость, десять были против, а двое бросили в урну пустые листки.
Тем временем Сенат Испании поддержал применение 155-й статьи Конституции страны, которая позволяет ввести прямое управление Мадрида, сообщает газета El Pais. Премьер-министр Испании Мариано Рахой пообещал восстановить законность в регионе. «Я прошу всех испанцев сохранять спокойствие», — сказал он.
Испанское правительство решило применить эту статью в отношении Каталонии на чрезвычайной встрече 21 октября. В соответствии с документом все руководство региона могут отстранить от власти, а полномочия передадут представителю, назначенному Мадридом. Затем в Каталонии должны пройти досрочные парламентские выборы. Ситуацию комментирует политолог Георгий Бовт:
— Мадрид введет в действие 155-ю статью, возьмет под контроль финансы, правительственные учреждения и общественные СМИ. У Каталонии есть своя полиция — независимая жандармерия, вот ее тоже надо будет переподчинить каким-то образом Мадриду. Удастся им это сделать или нет, они, во всяком случае, попытаются. Будут, конечно, столкновения, демонстрации. Испанская власть еще перед 1 октября подтянула туда порядка 12-15 тысяч жандармов, подчиненных центральной власти. Если понадобится, еще будут силы вооруженные привлечены.
— В Стране Басков стрельба была относительно недавно, то есть там как-то урегулировать удалось, но достаточно долго проходила такая террористическая война. С центральным режимом не будет ли чего-то подобного?
— Ну, террористическая война — это не гражданская война. С террористами бороться тяжело, с одной стороны, с другой стороны, это не массовое гражданское движение, где один фронт идет на другой. В Каталонии не было пока случаев террористических действий каталонских сепаратистов. Это все ведь проходило в виде карнавала, когда можно было выходить на улицы беспрепятственно и кричать, что ты хочешь независимость, хотя не очень понятно, как ее осуществить. Большая часть крупного и среднего бизнеса перерегистрировалась из Каталонии. Они жить-то на что будут? Это они обнаружат уже на следующей неделе, после того как попытаются практически претворить свою независимость в жизнь. Был недавно принят закон в Испании, упрощающий порядок перерегистрации, буквально два-три клика можно сделать, и ты уже в Андалусии находишься или в Валенсии, а вовсе не в Барселоне.
— Наверное, распустят сейчас правительство испанские власти, по крайней мере будут пытаться. Что дальше?
— Рахой, будучи тоже хотя и правым, но каким-никаким демократом, тоже на решительные меры до сих пор не шел — ни то ни се. Потому что механизм претворения 155-й статьи Конституции в жизнь не прописан, она есть, и все — приостановить автономию. Но он до конца не хотел ее полностью приостанавливать, он хотел ограничиться тем, что вместо каталонских министров будут министры из Мадрида присланы, которые будут управлять соответствующими ведомствами и отраслями. Но даже жандармерию они пока не взяли под свой контроль, хотя надо было Ленина читать в таких случаях, он как раз говорил про почту, телеграф и сейчас бы приписал, конечно, полицию. Даже такой вопрос, как Каталония должна, в том числе испанскому правительству, огромную кучу денег, по-моему, 60 млрд евро. И у каталонской независимости, если посмотреть трезвым взглядом, нет практически никаких под собой финансовых, кадровых и иных оснований. Если представить себе гипотетическую ситуацию, сейчас тысяч 200-300 каталонцев взяли бы оружие в свои руки и начали бы войну гражданскую против Испании, выиграли бы эту войну, провозгласили бы независимость в реальности, тогда бы, конечно, через какое-то время, как молодую Советскую Республику, ее бы Евросоюз признал. Но сейчас Евросоюз просто уверенно делает лицо, что это просто невозможно и ничего мы признавать не будем. И они действительно не будут признавать, и даже если бы Каталония отделилась в результате легитимного референдума, этого бы не произошло, потому что там она не проходит ни по каким параметрам в Евросоюз, в том числе по части внешнего долга, который гораздо больше 3% ВВП.
Председатель Евросовета Дональд Туск призвал власти Испании следовать «силе закона», а не «закону силы». По словам Туска, позиция ЕС остается прежней. «Для Евросоюза ничего не меняется. Испания остается нашим единственным собеседником», — заявил глава Евросовета.
Жители Барселоны вышли на демонстрации. Каталонцы чрезвычайно рады, что парламент взял инициативу в свои руки и все-таки провозгласил независимость, говорит журналист в Барселоне Надежда Бобкова:
Надежда Бобкова журналист «На самом деле, местные жители действительно очень довольны, взрывают петарды, гудят клаксоны машин, проезжающих мимо. В Facebook все пишут: «Да здравствует республика!» Обсуждают, каким образом дальше все будет строиться, то есть, условно говоря, каких действий ждать от Мадрида, каких — от парламента Каталонии. Сходятся в основном на том, что введение 155-й статьи великой и независимой Каталонии уже не страшно, потому что она не считает себя частью Испании и не обязана подчиняться решениям центра. Но при этом, если кому-то очень хочется считать себя по-прежнему в составе Испанского Королевства, у него никто не будет забирать документы. Странное ощущение, в формате «мы вроде как объявили независимость и довольны этим, но как именно мы это будем делать, как это будет решаться, какие будут дальше вводиться законы властями краевыми, никто не знает». Просто, условно говоря, все радуются тому, что они, наконец-то, получили то, за что боролись. По мне, если честно, независимость эта будет формальной, такая независимость Шредингера: вроде как объявили, но по факту не будет никакой полноценной независимости. И в дальнейшем при каких-то обсуждениях именно политических, в случае какого-то диалога, я думаю, в итоге сойдутся на том, что независимость формальная будет провозглашена позже, как, например, с «Брекзитом», когда дали восемь лет на то, чтобы отделиться. Здесь тоже скажут, условно говоря: «Будет у вас срок лет двадцать».
На объявление независимости Каталонией отреагировали в России. Глава международного комитета Совета Федерации Константин Косачев считает, что у Каталонии и Испании началась «игра нервов» с непредсказуемым итогом, возможен и силовой сценарий.
Тем временем председатель комиссии Совета Федерации по информационной политике и взаимодействию со СМИ, экс-председатель комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков заявил, что действующие власти Каталонии не располагают инструментами, чтобы обеспечить региону реальную независимость. Об этом он сказал в эфире телеканала «Россия 24». По мнению Пушкова, независимость Каталонии на данный момент является «чисто символической».