16+
Вторник, 19 марта 2024
  • BRENT $ 86.64 / ₽ 7969
  • RTS1129.02
15 ноября 2017, 06:47 Финансы

Счета заблокировали. ЦБ поможет?

Лента новостей

Центробанк придумал, как помочь бизнесменам, которым банки отказали в обслуживании, но будет ли мера работать, пока непонятно. Есть ли жизнь после блокировки счетов?

Фото: depositphotos.com

ЦБ придумал, как помочь бизнесменам, которым банки отказали в обслуживании, но будет ли мера работать, пока непонятно. Ранее регулятор сообщил, что банки смогут аннулировать сообщения в Росфинмониторинг о блокировке счетов своих клиентов.

Это ответ на проблему, когда компании по формальным причинам попадают в черный список, после чего их бизнес останавливается.
Как отреагировали предприниматели на эту меру? И будет ли она работать?

Далеко не все банкиры согласны, что проблема блокировки счетов компаний действительно очень серьезна. Но если поставить цель, то каждый день можно рассказывать как минимум одну новую историю из жизни реального бизнеса. Ставропольская компания «Рентмаш», занимающаяся автомобильной спецтехникой, недавно сменила юридический адрес. И в этот момент к ней по старому адресу пришла налоговая, не нашла там никого и уведомила об этом банк. В банке предпринимателям сообщили, что могут заблокировать счет, но дали время до 18 ноября, чтобы собрать необходимые документы, доказать, что компания на самом деле существует и ведет законную деятельность. Но 14 ноября бизнесменов ждал сюрприз, рассказывает директор «Рентмаш Групп» Евгений Стопычев:

Евгений Стопычев директор «Рентмаш Групп» «Привозите, мы рассматриваем быстро, «безопасник» приезжает, фотографирует, и все, у вас все будет нормально. Ну, все, хорошо. Сегодня это начал собирать, как раз ехал в банк, у нас счет заблокировали. Я приезжаю в банк и спрашиваю: «У нас уже счет заблокировали, что ли? Или это у вас сбой технический?». Они говорят: «Нет, у вас уже заблокировали». Я говорю: «А как? У нас время до 18-го, а вы говорите, что сейчас заблокировали». «Ну, не знаю, там все в шоке. Сейчас с Москвой будем разговаривать, почему вас заблокировали».

Что обычно происходит дальше. Компания не может расплатиться со своими контрагентами, поставки останавливаются, репутация портится. Причем не только для партнеров. Информация о блокировке попадает от банка в Росфинмониторинг, и компанию заносят в черный список. Потому что есть закон о противодействии отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма, и его нужно выполнять.

После этого с компанией не будет работать ни один банк. А бизнес-партнеры за сотрудничество с таким злодеями тоже рискуют попасть черный список. В деловом сообществе последние месяцы бьют тревогу. ЦБ к мнению бизнеса прислушался, и сейчас регулятор сообщил, что банки смогут аннулировать свои сообщения в Росфинмониторинг. Опрошенные предприниматели, конечно же, одобрили меру. Но будет ли она работать?

Евгений КоганЕвгений Коган управляющий директор компании «Московские партнеры» «Банки будут с большой неохотой заниматься этим, потому что фактически вытаскивать предприятие из черного списка, во-первых, непонятно как, потому что механизм нормальный не разработан. Второе — банкирам придется признаваться в том, что они, как говорится, перегнули палку. А кто же хочет признаваться в собственных ошибках? Значит, будут искать виноватых. Ну, а виноватым, как известно, в нашей стране никто не любит быть».

У банкиров, естественно, свой взгляд на вещи. О проблеме вообще заговорили громко, после того, как Герман Греф назвал малый бизнес «фабрикой по отмывке незаконных доходов». Позже в Альфа-Банке сообщили Business FM, что лишь каждый десятый из тех, кого заблокировали, потом обращается в банк, из чего можно сделать вывод, что у 90% есть причины промолчать. А вот что недавно в интервью радиостанции заявлял президент — председатель правления ВТБ Андрей Костин.

Андрей КостинАндрей Костин президент — председатель правления банка ВТБ «Мы сегодня все говорим о необходимости бороться с отмыванием, с терроризмом. Для этого банки должны осуществлять правильный контроль. Поверьте мне, если у клиента есть объяснение, банк всегда оперативно и быстро эту тему решит. А если нет объяснения, да, он будет объяснять до тех пор, пока не объяснит, откуда у него эти деньги, зачем он их использует. И это обязательно надо делать».

Однако Андрей Костин добавил, что, по его мнению, решать эти вопросы нужно в течение дня. Вообще оперативность в данном случае — синоним компромисса. Если быстро решить вопрос с банком, быстро аннулировать сообщение в Финмониторинг, то негативных последствий для бизнеса можно избежать.

Но вернемся к истории ставропольских предпринимателей. В банке им сказали, что счет заблокировал головной офис в столице, а в Москве им посоветовали обратиться в свой филиал. Круг замкнулся. Очень оперативно, кстати, замкнулся.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию