16+
Воскресенье, 17 декабря 2017
  • BRENT $ 63.25 / ₽ 3719
  • RTS1148.27
7 декабря 2017, 17:25 ФинансыБанки, вклады и кредиты
В фокусе: Индекс риска

«Салонная схема» отъема денег. Можно ли отказаться от навязанного кредита?

Лента новостей

Пошел на «бесплатную» консультацию к врачу, заплатил и еще остался должен. Медицинские центры стали перенимать опыт салонов красоты и беззастенчиво навязывают клиентам кредиты. Как обезопасить себя и свои деньги?

Фото: Марина Лысцева/ТАСС

Посещение врача может обернуться не просто большими расходами, но и появлением долга. Частные медицинские центры вооружились так называемой салонной схемой. Все начинается с приглашения на бесплатную диагностику, на ней выявляют какие-то заболевания, после чего курс дорогостоящих процедур оформляется в кредит.

Зачастую клиенты осознают, что подписали с банком кредитный договор, только дома при внимательном изучении документов. Можно ли отказаться от навязанных услуг и необходимости выплачивать деньги банку?

Москвичке Светлане Васильевне позвонили на мобильный и предложили пройти обследование позвоночника, сказали, что это по бесплатной социальной программе. Попросили взять паспорт с собой. В медицинском центре GlobalMed на Арбате, куда она пришла, у женщины взяли анализ крови, измерили рост и вес, посоветовали пройти курс процедур. И дали подписать предварительный договор. Так его назвали в центре.

Дома она обнаружила, что подписала не предварительный, а полноценный договор с этим медицинским центром на сумму почти 100 тысяч рублей (98 500 рублей). Плюс кредитный договор с банком «Восточный» на эту сумму под 27% годовых на два года. Оба документа есть в распоряжении Business FM.

Светлана Васильевна — пенсионерка, кредит брать бы не стала, эти документы оформлены с нарушениями, ей их подсунули, уверен зять женщины, преподаватель вуза (НИТУ МИСиС) Борис Заманский:

Борис Заманский преподаватель вуза «Кредитный договор на эту сумму с поручением немедленно перевести деньги стороне по оказанию медицинских услуг. Как выяснилось, в этот же день деньги ушли. Никто из работников банка не разговаривал. На договоре подпись представителя банка ксерокопирована, на каждой странице подпись неизвестного лица — подпись клиента удостоверяю. При этом подписи клиента нет».

Когда родственники приехали расторгать договор с медицинским центром, там заявили, что будет удержана стоимость услуг, которые уже оказаны. И подсчитали, что в первый день обследование и биохимический анализ крови обошлись пенсионерке в 39 тысяч рублей, то есть в 40% от суммы договора.

Попытки расторгнуть договор с банком ни к чему не привели. Спустя пару недель начались звонки от коллекторов, якобы из банка с требованием вернуть долг. После многократных заявлений в полицию звонки прекратились, но долг не исчез.

Такую схему раньше применяли салоны красоты, теперь и медицинские центры. Вот как она работает: под предлогом бесплатной диагностики или процедуры людей приглашают в медицинский центр или салон красоты, а там с помощью психологических уловок убеждают приобрести дорогостоящие услуги или продукцию в кредит. В зависимости от того, что продают и кому, меняется способ давления. Например, в медицинском учреждении у клиента могут обнаружить заболевание, которое несет высокие риски, если не начать лечиться сейчас. Салоны красоты, наоборот, окрыляют обещаниями красоты и вечной молодости.

Проблема в том, что во время подписания документов слово «кредит» часто даже не упоминается. Речь может идти, например, о размере ежемесячной оплаты. Подробности такого разговора рассказала Business FM пострадавшая Нина. В прошлом году она увидела в интернете, что курсы иностранных языков English First проводят специальную акцию — месяц обучения бесплатно. Предложение показалось интересным, женщина приехала записаться на эти курсы, но в офисе выяснилось, что акция уже закончилась. Поскольку она уже пришла, то поинтересовалась, в какие дни можно ходить и как будет проходить обучение, вспоминает Нина:

Нина потерпевшая «Меня стали спрашивать, сколько я могла бы платить в месяц? Они начали с 10-15, по-моему, тысяч. Я такие деньги выплачивать не могу, я сказала, что не больше трех тысяч в месяц. Они сказали — да, все замечательно, и я подписала кучу бумаг, в которых была эта сумма в месяц — что-то около трех тысяч. Но потом, когда я пришла домой, обнаружила, что это все выглядит в виде кредита в «Восточном банке» и что я буду платить этот кредит до 2020 года. То есть там я все подписала, может быть, я растерялась и я все не прочитала».

Из договора следовало, что в течение трех лет Нине пришлось бы выплатить 70 тысяч. Когда она поняла, что попала в неприятную ситуацию, связалась со знакомыми юристами, они помогли расторгнуть договор.

Подобная схема в основном рассчитана на женщин: пенсионерок, одиноких мам и тех, на кого проще оказать психологическое давление. Дома такая клиентка понимает, что подписала обязательства, которые брать и не собиралась.

Попытки расторгнуть договор, как правило, приводят либо к отказу в расторжении, либо к удержанию части суммы. Так или иначе, долг перед банком остается, говорит руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Виктор Климов:

Виктор Климов руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» «Договор с банком остается в силе, потому что банк перечислил деньги этому самому салону, и банк ничего не знает о том, на что вы потратили эти деньги, и перед банком вы должны, во-первых, этот договор обслуживать, во-вторых, вы должны эти деньги постепенно возвращать. Заканчивается это, как правило, когда желающих судиться с этим салоном образуется слишком много, юридическое лицо, от имени которого оформлены эти договора, оно путем реорганизации сливается с юридическим лицом в каком-нибудь дальнем регионе, чтобы было не просто затруднено, но и невозможно судиться и как-то вести дела».

До недавнего времени мошеннической такую схему никто не признавал. Попытки обращений в правоохранительные органы были безрезультатны — пострадавшим давали понять, дескать, сама виновата. На документе стоит подпись, а значит, добровольное согласие. То есть в действиях таких организаций нет состава преступления.

Судебная практика тоже против потребителей. Несколько таких заемщиков обращались к банку «Восточный экспресс», указывали, что они не были уведомлены о том, что заключают договор, введены в заблуждение, и просили, соответственно, расторгнуть договор и вернуть денежные средства. Практически все решения выносились в пользу банка, говорит адвокат юридической группы «Яковлев и партнеры» Ирина Гриценко:

Ирина Гриценко адвокат юридической группы «Яковлев и партнеры» «Дело в том, что рассмотрение дел в рамках арбитражного или районных судов происходит именно по письменным доказательствам. Если в суд приносят подписанный договор, то судья говорит: ну вы же видели, что вы подписывали. Поэтому доводы о том, что это было обязательным условием оказания медицинских услуг либо человек не ознакомился с этими документами, к сожалению, в качестве защиты не работают в данном случае».

В таких схемах замечено участие и других банков, даже именитых. И они не брезгуют получать прибыль от навязанных кредитов. И уважаемым банкам стоило бы отказаться от сотрудничества с сомнительными организациями. И бизнес, и банк получают мгновенную прибыль — банк перечисляет деньги медицинскому центру, которые потом вернет с процентами невнимательный клиент.

Юристы нашли подход, как такой договор можно расторгнуть. В первую очередь нужно доказать, что услуги ненадлежащего качества. Помочь с оформлением заявлений и исков могут общественные организации.

Например, у Светланы Васильевны договор на оказание платных медицинских услуг заключен с ООО «Велнес Бьюти». Эта компания оказывает населению услуги, не соответствующие требованиям нормативных правовых актов, говорится в результатах прошлогодней проверки Роспотребнадзора. Нарушения и предписания можно найти на сайте Генпрокуратуры. В силу загадочных причин других проверок или проверок на выполнение предписаний Роспотребнадзора больше не проводилось.

В качестве контакта организации указан мобильный телефон. Business FM дозвонилась по нему, девушка сообщила, что это медицинский центр GlobalMed, представилась администратором Анастасией и рассказала о результатах проверок:

Анастасия: У нас нет такого акта Роспотребнадзора, что у нас есть нарушения.

Скажите, а Роспотребнадзор проводил какую-то проверку у вас?

Анастасия: В ближайшее время нет.

А когда последний раз проводил?

Анастасия: А каким образом это относится к пациенту?

Это относится к деятельности вашего медицинского центра. Были претензии у этого ведомства к вам?

Анастасия: Нет. Как видите, мы работаем.

Сотрудница медцентра подтвердила, что у них можно получить услуги в кредит, но заверила, что договор не оформляют без ведома пациента. Якобы пациент сам выбирает способ оплаты тех или иных медицинских вмешательств.

Business FM пообщалась с еще одной пострадавшей, которая считает, что в медицинском центре «Экспертмед» ей навязали кредит, и она тоже теперь должна банку «Восточный экспресс». Банк этот создавался для поддержки малого и среднего бизнеса. Возможно, навязанные кредиты чей-то бизнес и поддерживают, но это не лучшим образом сказывается на репутации. Да и финансовое состояние банка в последнее время ухудшается: кредитный портфель достаточно активно разрушается — доля просроченной задолженности в срочном кредитном портфеле на 1 октября достигла почти 30% (28,7%). Недавно агентство Fitch снизило «Восточному экспрессу» рейтинг до дефолтного уровня (ССС с уровня B-), говорит начальник аналитического управления БКФ (Банк корпоративного финансирования) Максим Осадчий:

Максим ОсадчийМаксим Осадчий начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования «Банк этот контролируется фондом Baring Vostok, 51,6% принадлежат различным структурам этого фонда, а 32% принадлежат небезызвестному предпринимателю Витисяну Артему, который вошел в «Восточный» после того, как приобрел «Юниаструм Банк», и, соответственно, «Юниаструм Банк» был присоединен к «Восточному». Вот это объединение стало провалом проекта создания на базе «Восточного» и «Юниаструм Банка» федерального банка для поддержания малого и среднего бизнеса».

Банк «Восточный экспресс» не ответил на запрос Business FM. Можно миллион раз говорить, что прежде, чем подписывать, нужно внимательно изучить договор. Но ведь в таких организациях все специально устроено, чтобы получить эту подпись: и толпы людей, и душное помещение, и знаки, запрещающие разговоры по мобильному телефону, и постоянное сопровождение, когда клиентка не может в одиночестве обдумать свои действия.

Но лучше, конечно, в такую ситуацию не попадать и помнить, что ставить подпись на документе можно лишь тогда, когда его содержание и последствия вам полностью ясны. Ради денег недобросовестные специалисты втираются в доверие и пользуются неподходящим моментом для подписания важных документов. В большом городе нужно всегда быть начеку.

Рекомендуем:

  • Фотоистории