16+
Воскресенье, 22 апреля 2018
  • BRENT $ 73.71 / ₽ 4526
  • RTS1145.80
8 декабря 2017, 20:17 Стиль жизниКультура

Премьера балета Серебренникова — «Нуреев» в Большом

Лента новостей

Сегодня на главной сцене страны прошел генеральный прогон спектакля, который ждали еще с прошлого лета. На премьере, которая состоится завтра, самого режиссера не будет. Серебренников — под домашним арестом

Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

Генеральный прогон «Нуреева» в Большом театре. Завтра на исторической сцене премьера балета Кирилла Серебренникова. Его отменили прошлым летом и — вопреки подозрениям, что спектакль запрещен, — сыграют в эти выходные.

Билеты продавались по схеме новогоднего «Щелкунчика»: их можно было купить только по паспорту, не больше двух в одни руки. Желающие купить занимали очередь с ночи. Стоило ли оно того?

Сюжетный скелет постановки строится на знаменитых торгах Christie's. По мере того как с молотка уходят личные вещи Нуреева, всплывают связанные с ними эпизоды его биографии. Собственно, балет начинается со сцены торгов. Клавесин с двойной клавиатурой, прямоугольный мраморный стол, ковер ручной работы.

Фактически спектакль уже идет, когда в оркестровую яму спускается дирижер. Почерк Кирилла Серебренникова легко узнает любой, кто видел хотя бы несколько его спектаклей: сцена мгновенно трансформируется в Вагановское училище, вместо станка металлические ограждения, символично, учитывая арест режиссера.

Официальной версией отмены спектакля прошлым летом было то, что он не готов. Теперь придраться не к чему, говорит музыковед Инесса Фомина.

Инесса Фомина музыковед «Нет, абсолютно все оттанцовано, хотя, конечно, технически спектакль очень сложный. Прошел всего лишь час представлений, но вы посмотрите, хотя декорации не меняются, но сколько перестановок было на сцене: то принесут арфу, то арфу унесут. Начинается с того, что на сцене стоит место аукциониста, я не знаю, как оно точно называется. Его тут же убирают, загородки, через которые прыгает потом Нуреев. То есть там очень много чисто технических решений. И свести, действительно, хор, поставить станки для хора, и кордебалет, и солистов, это чисто технически очень сложный спектакль».

Перед показом взял слово гендиректор театра Владимир Урин. Он сказал, что Большой тратил на постановку только спонсорские и собственные средства, что, вопреки просьбам, СК не позволил Кириллу Серебренникову участвовать в репетициях и что никаких изменений руководство в спектакль не вносило: все решалось на уровне хореографа и режиссера, который остается под домашним арестом.

А изменения есть, самое очевидное — фотография обнаженного Нуреева на заднике исторической сцены, которую Большой специально покупал. Летом она была, а теперь нет: танцовщик со спины, и только намек на ягодицы. Ничего лишнего, но очень хорошо.

Наталья Курова театральный критик «Я увидела, как всегда, прекрасную хореографию Юрия Посохова. Замечательные работы артистов Большого театра. Это не обычный балет, безусловно, необычен был сам Рудольф Нуреев. И поэтому и балет, наверное, должен был быть таким необычным, таким особенным».

Очень нежный, красивый дуэт с Марго. Спорный, пожалуй, дуэт Нуреева и Эрика Бруна страстный, но ничего шокирующего.

Тео Мерц британский журналист «В Великобритании про «Нуреева» все знают, и вряд ли бы так сложилось, если бы не скандальная отмена спектакля прошлым летом, так что для Большого это был отличный пиар. По западным стандартам, да думаю и по российским, тоже все очень целомудренно. Каких-то провокационных сцен, связанных с гомосексуальным подтекстом, тут нет, меня ничего не шокировало. Во всяком случае, не больше, чем спектакль на любой крупной мировой площадке».

В финале музыка стихнет. Нуреев сойдет со сцены в оркестровую яму Большого и начнет дирижировать, как и было, когда незадолго до собственной смерти он взял в руки палочку в венском театре. Впечатляющую сцену можно будет увидеть еще раз. Урин обещает, что спектакль Кирилла Серебренникова вернется в мае.

Рекомендуем:

  • Фотоистории