16+
Суббота, 27 апреля 2024
  • BRENT $ 89.33 / ₽ 8219
  • RTS1186.79
15 декабря 2017, 16:06 Право

Улюкаеву дали восемь лет за «взятку без подстрекательства»

Лента новостей

«Приговор понятен, но считаю его несправедливым и все же продолжаю надеяться», — так отреагировал экс-глава Минэкономразвития на решение Замоскворецкого суда Москвы. Он получил восемь лет и штраф в 130,4 млн рублей за взятку в 2 млн долларов

Бывший министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев.
Бывший министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев. Фото: АГН «Москва»

Восемь лет лишения свободы в колонии строгого режима и штраф в 130,4 млн рублей: таким приговором закончился один из самых громких процессов уходящего года над бывшим министром экономического развития Алексеем Улюкаевым. Его признали виновным в получении взятки в размере 2 млн долларов. Как только отзвучал вердикт, находившегося под домашним арестом экс-министра взяли под стражу в зале суда.

Цветы и молитвы для Улюкаева

Оглашение вердикта по громкому делу привлекло огромное внимание и по наплыву прессы могло соперничать лишь с оглашением приговоров экс-главе ЮКОСа Михаилу Ходорковскому и участницам группы Pussy Riot. На итоговое заседание аккредитовались более сотни журналистов из российских и зарубежных СМИ: из Латвии, Франции, Германии, Австрии, и Великобритании.

Однако повышенных мер безопасности, как это обычно бывает, когда идут «политические процессы», принимать не стали: улицы не были перекрыты, а неподалеку стоял лишь один полицейский автобус. Репортеры стали собираться перед зданием суда около девяти утра, еще до того, как открылись двери для посетителей. На входе образовалась давка.

Сотрудники суда к наплыву прессы подготовились заранее: в соседнем зале была организована телетрансляция, а происходящее в зале можно было также увидеть на экране на первом этаже рядом с входом. Непосредственно в зал на оглашение приговора пустили 20 человек из числа пишущей прессы, а также четыре телекамеры.

Однако, несмотря на аншлаг, в суд смогли попасть и рядовые граждане. Так, перед началом оглашения приговора некая женщина передала подсудимому через его защитницу Дареджан Квеидзе букет белых роз в знак поддержки.

Также пришли и несколько православных верующих. Они восхищались тем, что у бывшего чиновника «наступило прозрение» и он извинился, что «мало делал для страны и народа». «Он многое переосмыслил, когда попал в беду. У него наступило рождение (свыше). Это великое событие. Мы за него будем молиться и проводить службу», — сообщила журналистам женщина в платке. Она принесла экс-министру брошюру о храме Алексия, Человека Божия в Свято-Алексиевской пустыни под Переславлем-Залесским. Правда, когда Улюкаеву передали буклет из монастыря, он это не оценил. «По секрету скажу, я атеист», — признался он.

Сам бывший министр приехал в суд на машине ФСИН ровно в десять часов утра, когда было запланировано начало оглашения приговора. С собой он захватил только портфель для документов. Его защитница Виктория Бурковская до начала заседания рассказала Business FM, что подсудимый, предвидя возможный арест, собрав все необходимое для СИЗО. Однако сам Улюкаев продолжал отрицать, что подготовился к аресту и взял вещи.

Никто из родных экс-министра не пришел. Видимо, им запретил сам подсудимый. «Не надо, это такие нервы», — объяснил он отсутствие близких.

Полтора часа ожидания

Начала оглашения приговора пришлось ждать полтора часа. Все это время бывший чиновник шутил и общался с прессой. Он успел рассказать, что рассчитывает на «справедливый приговор», который, на его взгляд, может быть только оправдательным, и будет добиваться расследования провокации взятки. «Я верю в добро и справедливость», — сказал он.

Экс-министр признался, что год, который он провел под домашним арестом, стал для него лучшим. «Я сплю нормально, отдохнул, у меня прошло раздвоение личности. Не в медицинском смысле, конечно», — уточнил он, добавив, что многое за это время переосмыслил, о многом сожалеет, особенно «о двоемыслии».

На то, чтобы озвучить вердикт, судье Ларисе Семеновой потребовалось почти 2,5 часа. «Улюкаев виновен в том, что, являясь должностным лицом, занимающим государственную должность в РФ, получил взятку в особо крупном размере», — начала она. После этого стало ясно, что участь Улюкаева предрешена.

В ходе оглашения приговора голос судьи дрожал и иногда срывался на хрип. Председательствующая указала, что, несмотря на непризнание подсудимым вины, она подтверждается совокупностью исследованных в суде доказательств: показаниями свидетелей, результатами оперативно-разыскных мероприятий, заключениями экспертиз, вещественными доказательствами и другими материалами дела. «Все доказательства суд признает допустимыми, а показания свидетелей не противоречат друг другу», — решила она. В числе первых свидетелей, подтверждающих вину, она назвала бывшего руководителя службы безопасности «Роснефти» Олега Феоктистова.

Взятка без подстрекательства

Судья отметила, что доверяет результатам оперативно-разыскной деятельности и не усматривает «признаков подстрекательств» со стороны работников ФСБ, как и создания последними «искусственной картины преступления». Она пришла к выводу, что у Сечина и Феоктистова не было причин, чтобы оговаривать министра.

Из приговора следовало, что 14 ноября 2016 года министр экономического развития России Алексей Улюкаев, находясь возле гаражного бокса рядом с офисом «Роснефти», «действуя умышленно и осознавая опасность своих действий», лично получил от главы нефтяной компании Игоря Сечина взятку в сумме 2 млн долларов США, или 130 млн 430 тысяч рублей. При этом Сечин действовал в рамках оперативного эксперимента под контролем сотрудников ФСБ. Глава «Роснефти» пригласил министра в главный офис на Софийской набережной, где и отдал ему саквояж с 2 млн долларов и подарил корзинку с колбасой и вином.

На следствии Сечин заявил, что это была взятка, которую Улюкаев требовал у него «в благодарность» за положительное заключение министерства, позволившее «Роснефти» участвовать в приватизации 50,08% акций «Башнефти», а также за то, что министр не будет препятствовать другим сделкам компании.

По версии следствия, деньги Улюкаев начал вымогать за месяц до задержания, на саммите стран БРИКС в Индии. Перед продажей акций он высказался в СМИ против участия «Роснефти» в приватизации. В августе 2016 года министр направил в правительство доклад, в котором предложил отстранить подконтрольные государству компании, в том числе «Роснефть», от участия в сделке. Однако позже компанию допустили к приватизации, и она купила акции «Башнефти» за 329 млрд рублей.

После задержания Улюкаева не стали арестовывать. Ему предъявили обвинение в получении взятки в особо крупном размере (ч. 6 ст. 290 УК РФ), поместив под домашний арест в квартире площадью 200 квадратных метров. Президент снял его с должности.

Аргументы министра

В ходе судебного процесса, который начался 16 августа, Улюкаев вину не признал и заявил о совершении против него провокации. Ее организаторами подсудимый назвал Игоря Сечина и бывшего главу службы безопасности «Роснефти» генерала ФСБ Олега Феоктистова. Именно он написал заявление в ведомство за своего начальника. 20 сентября Феоктистов выступил в суде, правда, в закрытом режиме.

Сечин же на процесс не приехал, сославшись на плотный график командировок. В ходе одной из них он продолжал обличать экс-министра. Глава «Роснефти» утверждал, что Улюкаев сам определил размер «незаконного вознаграждения», «сам приехал за ним, сам его руками забрал, погрузил в машину и сам уехал». «В соответствии с Уголовным кодексом РФ это преступление. Не о чем даже говорить», — подчеркнул Сечин, но показания в суде давать не стал. Суд высылал ему повестки четыре раза.

Алексей Улюкаев утверждал, что служебные полномочия не позволяют ему вмешиваться в «деятельность коммерческих структур вообще», тем более «Роснефти», которая не подведомственна ни Росимуществу, ни Минэкономразвития в особенности. По его словам, решение об участии компании в покупке акций принимал не он, а правительство.

Подсудимый назвал главу «Роснефти» «специалистом по выращиванию определенного рода дурно пахнущих делишек», а само разбирательство — «похожим на цирк». По его версии, получив сумку от Сечина, он думал, что в ней элитный алкоголь. Вино, которое Улюкаев «в жизни никогда не пробовал», глава «Роснефти» обещал ему еще в Индии.

Подсудимый настаивал, что в день задержания он обсуждал с собеседником не взятку, а средства, которые требовались «Роснефти» для выкупа 19,5% акций у «Роснефтегаза». Улюкаев подчеркнул, что именно глава «Роснефти» первый позвонил ему и предложил приехать к нему в офис: он хотел «показать» министру компанию и обсудить «неисполненное поручение по Гоа».

Защита говорила в суде о недоказанности обвинения и просила Улюкаева оправдать. Однако судья сочла аргументы адвокатов необоснованными. Доводы Улюкаева она расценила как «способ защиты» и желание «избежать уголовной ответственности» за содеянное. Она приговорила 61-летнего подсудимого к восьми годам лишения свободы в колонии строгого режима. Это лишь на два года меньше, чем требовал прокурор. Гособвинитель просил для фигуранта астрономический штраф в 500 млн рублей — пятикратный по отношению к сумме полученной им взятки. Но судья решила, что можно ограничиться однократной суммой, которая в рублевом эквиваленте составила 130 млн 433 тысячи рублей.

Суд не стал лишать подсудимого звания заслуженного экономиста России и наград, но запретил в течение восьми лет после освобождения занимать должности в органах государственной власти и госкорпорациях.

Десять дней на апелляцию

Когда отзвучал приговор, Улюкаев сказал, что он ему понятен. Однако экс-министр считает его «несправедливым» и «продолжает надеяться». Его адвокаты были настолько подавлены случившимся, что не стали давать комментарии прессе. Впрочем, защитники осужденного Лариса Каштанова и Дареджан Квеидзе все же успели сообщить, что считают приговор незаконным и намерены его обжаловать. По закону подать апелляцию в Мосгорсуд они могут в течение десяти дней.

В свою очередь, прокуроры были довольны исходом дела. «Приговор суда и назначенное наказание соответствуют тяжести содеянного», — заявил гособвинитель Борис Непорожный. Он назвал приговор «проявлением верховенства закона и неотвратимости назначения наказания лицу, преступившему закон, вне зависимости от занимаемой должности». Гособвинитель добавил, что восемь лет укладываются в пределы санкции статьи 290 УК. «В этой части прокуроры не видят оснований для обжалования приговора», — сказал он. При этом гособвинитель не исключил, что Игоря Сечина, причину неявки которого суд счел уважительной, могут вызвать на апелляцию. «Посмотрим, там и решим», — сказал прокурор.

Что же касается вещественного доказательства — 2 млн долларов, которые Олег Феоктистов «одолжил» у своего знакомого «частного инвестора» для проведения оперативного эксперимента, суд обещал решить вопрос, что будет с этими деньгами, после вступления приговора в законную силу. Ранее прокурор предлагал вернуть деньги «по принадлежности», но не уточнил кому. А накануне оглашения приговора в СМИ просочилась информация, согласно которой владелец денег — некий Валерий Михайлов. До вступления приговора в силу под арестом останется и имущество подсудимого на сумму более 560 млн рублей.

Часть вещдоков — портфель коричневого цвета, ключ от него с брелоком, плетеную корзину (в ней были «колбаски от Иваныча» и четыре бутылки вина), а также сам алкоголь суд постановил уничтожить. Сами мясные изделия были уничтожены еще в ходе следствия по решению другого, Басманного суда.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию