16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 87.07 / ₽ 8033
  • RTS1128.26
3 января 2018, 06:44 ПолитикаКонфликты

Иран ищет внешних врагов

Лента новостей

Протесты в Иране поначалу затерялись в информационном пространстве из-за новогодней суеты. Мировое сообщество сухо комментировало происходящее, за исключением Трампа, который не сдерживал себя в Twitter. В самом Иране тоже отреагировали довольно поздно и возложили вину на внешние силы

Протесты в Тегеране, Иран.
Протесты в Тегеране, Иран. Фото: DPA/TASS

В десятках населенных пунктов Ирана происходят массовые выступления, лидеры страны обвиняют в беспорядках внешние силы. Но самым щедрым на заявления, пожалуй, оказался американский президент, который в своем Twitter не скупился на комментарии вроде: «Деспотичные режимы не могут длиться вечно, и настанет тот день, когда перед иранским народом встанет выбор». Но о чем же, на самом деле, свидетельствуют иранские волнения?

Волнения в Иране в разы по масштабам превосходят те, что наблюдались в этой стране девять лет назад. При этом они, судя по всему, оказались абсолютным сюрпризом как для иранских властей, так и для международной дипломатии, которая целых несколько дней переваривала новости — тем более что Новый год — прежде чем начать во вторник сдержанно и не очень внятно их комментировать.

Также и внутри страны теория внешнего вмешательства была использована не сразу. Обвинения в «опосредованной войне», которую против Тегерана якобы ведут США, Великобритания и Саудовская Аравия, прозвучали тоже лишь во вторник. До этого царила явная растерянность.

Иранская оппозиция за границей привычно клеймит «религиозный фашизм», а сторонники династии Пехлеви заговорили о восстановлении в Иране монархии. Но и для них выступления тоже стали новогодним сюрпризом. Неизвестно, произойдет что-то в ближайшие дни или недели. Но одно очевидно — иранский теократический режим уже неспособен существовать в той форме, что он существовал последние почти уже 40 лет, говорит независимый израильский аналитик Александр Этерман.

Александр Этерман Александр Этерман независимый аналитик из Израиля «Сложилось положение, которое чем-то напоминает то, что было в 1980-е годы в Советском Союзе. Тогда уже мало кто верил в действующий режим, он представлялся одряхлевшим и не функциональным. Никто не решался особенно против него выступить. Зато когда ситуация дозрела, выяснилось, что его вообще никто не склонен защищать. Подавляющая часть молодого поколения в Иране мыслит себя совершенно западными людьми и очень далеки от идеалов исламской революции».

Тем не менее, у структуры, выстроенной во время исламской революции, есть изрядный запас прочности. Иранские власти не идут на жесткое подавление протестов. Но Корпус стражей революции может сделать это очень быстро. Хотя в этом случае есть риск начала гражданской войны по образцу того, как это произошло в Сирии в 2011 году.

Не стоит забывать и разногласия, которые, судя по всему, существуют в иранском руководстве, в первую очередь, между духовным лидером и президентом Хасаном Роухани (который, кстати, формально также лицо духовное).

Борис Долгов старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН «Аятолла Хаменеи не слишком приветствовал новые тенденции в руководстве Роухани, сближение с Западом, эти вот соглашения с США. И были такие сведения, что эти вот протестные выступления направлены против власти духовенства. Но вот в какой-то степени продолжение курса исламской революции. Но сейчас говорить о том, что Исламская Республика стоит накануне таких же событий, которые привели к арабской весне, я бы не сказал».

Между тем о готовности подключиться к урегулированию ситуации в Иране заявила ООН. Об этом сообщил заместитель официального представителя генерального секретаря организации Фархан Хак. Рассматривается возможность контактов как с властями, так и с оппозицией Ирана. Новогодние праздники прошли, и политики стали осознавать, что ситуация весьма серьезная.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию