16+
Четверг, 28 марта 2024
  • BRENT $ 86.22 / ₽ 7983
  • RTS1129.75
20 января 2018, 15:35 ОбществоПроисшествия
Актуальная тема: ЧП

Эффект «Колумбайна»: нападения в школах как эпидемия

Лента новостей

Дети, устроившие нападения в школах Москвы, Ивантеевки, Перми и Улан-Удэ, росли в благополучных с виду семьях. Ничто не предвещало беды. Какие меры предлагают депутаты, чтобы не допустить распространения эпидемии «Колумбайна»?

Класс школы №5, в котором совершено нападение, в военном поселке Сосновый Бор.
Класс школы №5, в котором совершено нападение, в военном поселке Сосновый Бор. Фото: Снимок с видео/Следственное управление Следственного комитета РФ по Республике Бурятия/ТАСС

В пятницу ЧП произошло в школе в Улан-Удэ. Там девятиклассник проник на урок седьмого класса и устроил пожар, разбив бутылку с зажигательной смесью. После этого он с топором напал на детей и учительницу. Пострадали семь человек, они получили сильные резаные раны. Погибших нет. Сам нападавший подросток задержан, он находится в больнице под стражей. Кого может коснуться проблема школьных нападений, которая уже приобретает характер эпидемии? И как с этим можно бороться?

Слыша о последних нападениях в российских школах, многие из нас думают: «Это не может коснуться моей благополучной семьи». Но и семьи практически всех нападавших подростков внешне выглядели вполне благополучными. Папа ивантеевского стрелка-девятиклассника — крупный местный бизнесмен. Отцы пермских подростков, пришедших в школу с ножами, — это известный в городе дизайнер интерьеров и владелец бизнеса, связанного с перевозками.

Стоит вспомнить и первый в России случай стрельбы в школе по «американскому сценарию»: четыре года назад десятиклассник пришел с ружьем в столичную школу в районе Отрадное и застрелил учителя географии и сотрудника полиции. Его отец работал в силовых структурах и сам обучал сына стрельбе. Анализ нападений на школы показывает, что социальная среда не имеет значения, говорит психолог Наталья Варская:

Наталья Варская психолог «Имеет значение, как родители занимались в детстве ребенком. Имеет значение здоровье психическое вообще. Следили ли родители, видят ли они какие-то ненормальности. Все дети растут примерно в одинаковом информационном поле. Вот винят часто фильмы, интернет. Но на большинство-то это таким образом не влияет. Почему вот нет разницы, из какой семьи. Например, у одного ребенка мать, отец пьющие, совершенно не занимаются ребенком. Вижу ребенка из благополучной семьи. Там родители ему все покупают, ни в чем не отказывают, но эмоциональной любви нет. Им некогда, они все заняты собой».

В США, где подобные нападения не редкость, проводились исследования этих случаев: все стрелки были из благополучных семей, жили с двумя родителями, хорошо учились в школе. Почти три четверти нападавших подвергались травле и унижениям в школе. Большинство стрелявших — почти 80% — предпринимали попытки покончить с собой. Их родители и друзья потом отмечали, что знали об этих проблемах, но не воспринимали их всерьез.

После «Колумбайна» в 1999 году американские власти всерьез взялись за психологическую работу со школьниками. За издевательства стали жестко наказывать, были введены уроки «позитивного мышления», где объяснялась важность противостояния хулиганству. Но и в стране, где чуть ли не на каждом шагу можно получить психиатрическую помощь, такие нападения продолжились: после «Колумбайна» их было около десятка.

Сергей Ениколопов руководитель отдела клинической психологии Научного центра психического здоровья Российской академии медицинских наук «Это иллюзия, что на каждом шагу и на каждом углу. Это стоит денег. Люди из не очень обеспеченных семей, да и даже из очень обеспеченных, они хотят платить? Мне так не кажется. Большая часть из этих ребят не считают, что у них психологические проблемы. Они точно знают, что их проблемы заключаются в школьных учителях, друзьях, соучениках. Он точно знает, кто над ним смеется, кто издевается. Это совершенно не обязательно, что издеваются и смеются, главное, что он так воспринимает. Поэтому при всем при том, что американцы в смысле разработки помощи и диагностики намного впереди нас в том смысле, что наш школьный психолог, да и любой психолог не очень хорошо обеспечен психологическими методиками (они пользуются архаическими методиками, американцы в этом смысле лучше), но у них те же проблемы, что и у нас. Мы можем помогать людям, только которые сами к нам обращаются».

Пока что меры, принятые властями, — срочная блокировка групп в «ВКонтакте», посвященных «Колумбайну» и нападениям в школах. Более того, депутаты планируют внести законопроект об ограничении регистрации детей до 14 лет в соцсетях. А в Кремле считают необходимым продолжить обсуждение мер защиты от «исходящего из интернета зла».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию