16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 87.62 / ₽ 8187
  • RTS1173.68
31 января 2018, 12:30 Компании

Зеркало экономики: о чем свидетельствует статистика грузоперевозок по железной дороге?

Лента новостей

Что говорят эти данные о работе российской промышленности и сельского хозяйства?

Фото: BFM.ru

Сегодня подведем итоги грузоперевозок по ж/д за прошлый год. Сразу к главной цифре: рост составил 3,2%, а всего погружено миллиард с четвертью тонн. Показатели весьма неплохие с учетом того, что по итогам позапрошлого года рост был в пределах статистической погрешности. То есть можно говорить, что грузоперевозки по ж/д восстанавливаются. Упомянем и еще одну цифру: только в декабре рост составил почти 5%. Теперь о тех грузах, которые обеспечили эту динамику. Есть два безусловных лидера — это перевозки каменного угля и химических и минеральных удобрений. Одна из главных причин в том, что этим товарам благоприятствуют цены на внешних рынках, что, в свою очередь, способствовует росту экспортных перевозок.

Владимир Савчук заместитель гендиректора Института проблем естественных монополий «Основной драйвер прироста погрузки на железнодорожном транспорте — это уголь, и в сфере угольных перевозок это прежде всего экспорт. Вообще, 2017 год характерен тем, что это первый год, когда у нас объемы угля на экспорт превышают перевозки угля на внутренний рынок. По нашей оценке, и в 2018 году будет продолжаться рост объема перевозок угля. В 2017 году это плюс 9,1%, в 2018 году несколько ниже будет, но все равно достаточно высокие темпы прироста. Еще одним видом грузов, который также радует железнодорожников, является группа грузов «химические и минеральные удобрения». Они выросли по итогам года на 6,8%, до 57 миллионов тонн. Опять же погрузка этого вида груза примерно в равной степени увеличилась как на внутреннем рынке, так и на экспорт. По нашим оценкам, в 2018 году продолжится рост этой номенклатуры грузов примерно на 3-4%».

Если говорить непосредственно об экспорте угля, то рост перевозок по ж/д составил 10,6%. Впрочем, эта серьезная цифра несколько бледнеет по сравнению с экспортными перевозками зерна. Они выросли более чем на 40%, то есть почти в полтора раза, и это абсолютный рекорд. У нас в прошлом году был рекордный урожай зерна. Но дело в том, что огромный урожай наши аграрии собрали и в позапрошлом году, но именно в 2017-м был взрывной рост экспорта. Упомянем, что этого бы не случилось, если бы не развитие подходов к портам — об этом мы поговорим чуть позже. Еще один лидер — это черные металлы, которые прибавили почти 3%. Могли бы больше, если бы не ограничения на экспортных рынках, в первую очередь европейских.

«Основной драйвер роста — это внутреннее сообщение. Экспорт черных металлов не так сильно растет. Это связано с тем, что достаточно серьезные меры нетарифного регулирования в отношении отечественных металлургов применяются. Антидемпигновые расследования идут в других странах, странах потенциального спроса нашего черного металла. Поэтому это несколько ограничивает перевозки на экспорт».

Но в целом именно рост экспортных перевозок нескольких групп российских товаров — один из главных трендов минувшего года. Погрузка экспортных грузов в российские порты выросла почти на шесть с половиной процентов. Рассказав о лидерах, нельзя не поговорить об аутсайдерах. Весь год мы наблюдали негативную динамику строительных грузов. Причин несколько. В 2017-м в России не было крупных инфраструктурных проектов, которые ранее хорошо поддерживали строительную отрасль. Помимо этого, она до конца не восстановилась после экономического шторма трехлетней давности. Нельзя забывать и о конкуренции со стороны бывших союзных республик. Однако к концу года наметилась положительная тенденция. Рост перевозок цемента в течение двух последних месяцев закрепился на уровне 0,6. Наш собеседник прогнозирует, что в следующем году стройгрузы могут перейти из аутсайдеров в лидеры.

«Если мы говорим про грузы, которые пока огорчают железнодорожников, это прежде всего строительные грузы. Это достаточно серьезная номенклатура, и она снизилась на 5,7%, до 133 миллионов тонн. Это связано с определенной стагнацией строительного комплекса. Несмотря на то, что у нас ввод жилья в конце года ускорился, тем не менее строительство инфраструктуры той же, оно пока не увеличилось по сравнению с 2016 годом. Однако мы прогнозируем, что эта номенклатура грузов в 2018 году все-таки увеличится. Определенный оптимизм вызывает то, что, по прогнозам, производство цемента вырастет примерно на 3%, объем ввода жилья должен ускориться до плюс 7-5%. Соответственно, вот эти драйверы говорят о том, что строительные грузы с учетом низкой базы 2017 года в 2018 году все-таки будут прирастать, и это благоприятно скажется на доходах железнодорожных компаний».

Напомним, что в прошлом году московские власти начали масштабную программу реновации. Ждем, что в 2018-м она подержит внутренние перевозки строительных грузов, Москве они очень понадобятся. К сожалению, для железнодорожников остался практически на прежнем уровне нефтеналив. Здесь причина в конкуренции с другими видами транспорта, в первую очередь с трубопроводным. Тем не менее в структуре экспортных перевозок нефть и нефтепродукты занимают долю в 27% — это второе место после угля. И вернемся к тому, о чем мы уже упоминали, — строительству железнодорожной инфраструктуры. Это важнейший тренд прошлого года, который сохранится и далее.

«Основной тренд состоит в том, что железнодорожный транспорт удовлетворяет возрастающие потребности экономики РФ, субъектов рынка. Прежде всего, это связано с дальнейшим увеличением объемов перевозок на экспорт грузов. Соответственно, идет соответствующее развитие транспортных коридоров, подходов к портам и Дальнего Востока, и Северо-Запада, южных портов. Сейчас приняты и реализуются две масштабные программы, практически подходят к концу — это развитие БАМа и Транссиба, подходы к дальневосточным портам. В 2017 году обсуждалась масштабная программа развития инфраструктуры подходов к южным портам, и дальше в течение нескольких лет она будет реализовываться. Все говорит о том, что железнодорожный транспорт закладывает основы для дальнейшего роста объемов перевозок и дальнейшего удовлетворения спроса субъектов рынка».

Еще одна тенденция — в прошлом году был заметный рост контейнерных перевозок, которые являются самым современным способом доставки грузов по ж/д. Они росли по всем направлениям — внутренним, экспортным, транзитным. Особо отметим последние — они по итогам года выросли более чем в полтора раза. И еще одна важная обобщающая цифра: грузооборот в сети РЖД за 2017-й вырос почти на шесть с половиной процентов. И это максимум за последние 27 лет, то есть за всю новейшую историю страны. Наступивший год обещает быть очень интересным, будем и дальше следить за статистикой. В феврале уже придут январские данные, заглянем в зеркало экономики через месяц.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию