Суббота, 20 апреля 2024
9 февраля 2018, 17:23 Технологии

Наш ответ: что Россия может противопоставить амбициям Маска в космосе?

Запуск ракеты Falcon Heavy вызвал глобальный ажиотаж. А на фоне последних неудач «Роскосмоса» возникает вопрос: что из российских разработок может стать научным прорывом?

Запуск ракеты SpaceX Falcon Heavy.
Запуск ракеты SpaceX Falcon Heavy. Фото: Thom Baur/Reuters

Наш ответ Falcon Heavy: что Россия может противопоставить сверхтяжелой ракете Илона Маска? На фоне успехов американского миллиардера-инноватора возникает вопрос: чем может похвастаться российская космическая отрасль?

Запуск ракеты Илона Маска вызвал поистине глобальный ажиотаж. Не увидеть снимки летящей в космосе вишневой Tesla с манекеном за рулем могли, пожалуй, только отшельники. А после нескольких неудач «Роскосмоса», после того, как фраза «что-то пошло не так» стала мемом, невольно задумываешься: неужели у нас в стране больше не будет новых Гагариных и научных прорывов?

На самом деле в проекте Федеральной космической программы до 2025 года есть немало интересных пунктов. В том числе и создание сверхтяжелой ракеты. Правда, только к 2028 году. Есть в России и коммерческая космическая инициатива, рассказывает член-корреспондент Российской академии космонавтики Андрей Ионин:

Андрей Ионин член-корреспондент Российской академии космонавтики «Сейчас вот, если в целом, у России есть, на мой взгляд, один амбициозный проект, который не только реализуем, но по своим амбициям не меньше, чем амбиции, которые демонстрирует Маск. Это проект создания орбитального космодрома, который был вынесен в публичную плоскость 12 декабря на форуме, проведенном «Роскосмосом» и ТАСС в Москве. Там компанией S7 был озвучен, на мой взгляд, очень амбициозный проект — создание орбитального космодрома, в котором два основных элемента. Это орбитальный хаб, создаваемый на основе российских и, возможно, американских модулей МКС, которая где-то с 2024-2025 года уже должна прекратить свое существование как международный государственный проект. И вторая основная часть этого — создание межорбитальных транспортных буксиров как основных элементов, такой транспортной системы от Земли в дальний космос и обратно».

Орбитальный космодром может использоваться для дозаправки кораблей дальнего следования, чтобы аппаратам не было необходимости везти все топливо с Земли. Правда, пока S7 и «Роскосмос» договорились только о разработке концепции, какие-либо даты не называются. Минувшей осенью заявление о намерениях по схожему проекту «Роскосмос» подписал с NASA.

Речь шла о перспективе создания Deep Space Gateway («Врата глубокого космоса») — станции на лунной орбите, которая должна прийти на смену МКС и стать перевалочным пунктом для миссий к другим планетам. Однако для российской космонавтики существует сегодня главное и ключевое ограничение — отсутствие денег. Именно поэтому, например, Россия планирует провести первое испытание своей сверхтяжелой ракеты через десять лет после Илона Маска. Продолжает ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН Натан Эйсмонт:

Натан Эйсмонт ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН «Если начать тратить деньги исключительно на эту задачу, то нет уверенности, что все пойдет, как нужно. Но ущерб проектам, которые уже в стадии финальных разработок, будет нанесен заметный. Скажем, есть проект «Миллиметрон». Это такая большая антенна в космосе. Она дает возможность получить очень большое разрешение. Такое большое разрешение сулит, в общем, фундаментальные открытия в области астрофизики. Есть и другие проекты столь же интересные, скажем, по исследованию экзопланет. До сих пор их открыто около трех тысяч, при этом российские ученые не открыли ни одной. Так что задачи есть. И тормозит решение этих задач в значительной мере, как-то банально об этом говорить, но это недостаток финансирования».

Федеральная космическая программа России была утверждена в 2015 году. На фоне кризиса изначально запланированная сумма в 2,3 трлн рублей была сокращена более чем в полтора раза. В дальнейшем из программы вывели пункты про пилотируемые полеты на Луну и разработку приземляемых носителей «по мотивам» Falcon Маска.

Подводя итог, можно сказать, что российская космонавтика все-таки развивается. Чего стоит ввод в эксплуатацию нового космодрома Восточный, который обеспечил независимость от запусков с казахстанского Байконура. Хотя, конечно, вершины советской космической славы мы уже, переиначив слова Юрия Гагарина, проехали.