16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 87.38 / ₽ 8222
  • RTS1165.69
14 февраля 2018, 13:59 Компании

Bayer ведет ФАС в суд и грозится уйти с российского рынка

Лента новостей

Крупнейшая в мире химическая и фармацевтическая компания подала в суд на ФАС из-за рекордной сделки Bayer с Monsanto. Ранее ФАС выдвинула условия согласования. Bayer не хочет выполнять эти требования. Что может потерять российский рынок из-за ухода компании?

Фото: Marco Bello/Reuters

Немецкая Bayer приобрела американскую Monsanto осенью 2016 года за 66 млрд долларов. За счет этого фактически образовался квазимонопольный мировой гигант по производству семян и пестицидов.

Российские сельхозпроизводители и так давно уже сотрудничали с обеими компаниями по отдельности. Но тут ФАС поставила условие: чтобы теперь работать на российском рынке, новая компания должна передать российской стороне селекционные технологии и предоставить российским компаниям доступ к базам так называемого цифрового земледелия. Bayer отказался и теперь, помимо суда, грозит вообще уйти с российского рынка.

Однако требование российской стороны совершенно понятное и логичное. В ином случае российские аграрии рискуют попасть буквально в кабалу нового транснационального гиганта. Вот что говорит главный агроном Тимирязевской академии Владимир Викулов:

Владимир Викулов главный агроном Тимирязевской академии «Человек покупает не просто технологии, он покупает конкретные гибриды и шлейф всех удобрений, препаратов, машин. Подсаживается на всю эту технологию целиком. Нельзя взять только кусочек. Крупнейший производитель, то есть аграрий-фермер, покупает не только семена, но и всю технологию, включая вот эти самые гербициды. Потеря урожайности, производительности — это будет. У нас в России есть свои наработки. Это как в любом импортозамещении может наоборот дать определенный толчок и развитие, ничего там такого запредельно сложного нет. Это вполне можно освоить собственными силами. Нужно только желание».

Поползновение ФАС действительно правильное и амбициозное. Добиться независимости в этой области при определенном напряжении сил и координации действительно вполне реально. В частности, если наконец будет принят федеральный закон о техрегламентах, который уже несколько лет лежит в Думе. Но российская проблема сейчас заключается в том, что большая часть сельхозпроизводства за последние года сосредоточилась в руках всего нескольких агрохолдингов-латифундистов. С их масштабами смена технологии — слишком затратная вещь, что, безусловно, усиливает позиции Bayer/Monsanto, говорит бывший замминистра экономики, ведущий научный сотрудник института экономики Иван Стариков:

Иван Стариков ведущий научный сотрудник института экономики «Bayer, безусловно, разговаривает с позиции силы. Они прекрасно понимают, что сегодня, даже если у нас есть производители средств химизации для сельского хозяйства, все равно все компоненты, действующие вещества делаются из тех самых аналогов, которые делает тоже Bayer. И они свой уход из России вполне могут компенсировать на других рынках. А вот что делать нашим владельцам крупных холдингов? Находить других поставщиков? Вот это вещь затруднительная. При тех объемах земельных ресурсов, которыми они управляют».

По информации Business FM, антимонопольная служба вступила в противостояние с Bayer/Monsanto не просто так, а получив определенные заверения со стороны некоторых других стран БРИКС о том, что они также будут действовать в схожем ключе, чтобы снизить уровень монополизации рынка. Годовой объем рынка сельхозхимии составляет от 6 до 8 млрд долларов. Но, поскольку эта химия, как правило, продается в связке с семенами и гибридами, то речь идет о сумме порядка 25 млрд.

Сейчас относительная независимость от семян международных корпораций у России существует лишь для пшеницы. В том, что касается большинства других популярных культур — таких, как соя, кукуруза и сахарная свекла, большая часть закупается за границей.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию